Рубрикатор

Организм человека обладает собственным сверхмощным антибиотиком

Учёные из университета Рокфеллера (США) выделили два мощных антибиотика – гумимицин А и гумимицин В, помогающие бороться с пока неуязвимыми «супербактериями», пишет Nature Chemical Biology. Оба вещества были получены в результате компьютерного анализа ДНК бактерий, живущих на нашей коже и в кишечнике.

антибиотик Фото с сайта Sibnet.ru

По словам учёных, эти антибиотики являются своеобразными «усилителями» других лекарств. «Их действие на цепочки синтеза жизненно важных веществ в микробах можно сравнить с тем, как если пережать шланг в двух местах. Ни первое, ни второе пережатие не могут полностью остановить поток воды сами по себе, однако их комбинация постепенно останавливает поток», — пояснил один из участников исследования Шон Бреди (Sean Brady).

Возникновение у бактерий устойчивости к антибиотикам заставляет фармацевтов создавать все новые и новые виды лекарственных средств. Однако микроорганизмы мутируют очень быстро, создавая штаммы, неуязвимые для опасных препаратов. Если человечество перестанет изобретать новые антибактериальные препараты, существующие – скоро станут просто бесполезны. А разработка нового антибиотика стоит от 800 миллионов до миллиарда долларов, на это уходит обычно 8-10 лет.

Учёные заметно удешевили и ускорили этот процесс с помощью необычной методики компьютерного анализа генов, позволяющей находить в виртуальной ДНК микробов и многоклеточных живых существ последовательности, которые могут быть связаны с производством молекул, способных уничтожать болезнетворные бактерии.

Работу алгоритма учёные протестировали на самом изученном наборе геномов бактерий – человеческом микробиоме – совокупности ДНК микроорганизмов, живущих в нашем кишечнике и на поверхности кожи.

В результате было выделено шесть десятков генов, «прочтение» которых заставляет клетку синтезировать молекулы, похожие по составу и форме на антибиотики. Отобрав самую удачную половину из них, учёные синтезировали белки, инструкции по сборке которых содержались в этих генах, и проверили их работу на колониях кишечной палочки, золотистого стафилококка и других опасных микробов.

Как оказалось, два из них, получившие имена гумимицин А и гумимицин В, уничтожали не только «обычные» штаммы стафилококка, стрептококка и кишечной палочки, но и их версии, стойкие к действию обычных антибиотиков. Оба этих белка убивают микробов, подавляя ферменты, которые они используют для «починки» и постройки своих клеточных стенок.

Работоспособность этих антибиотиков, была проверена на мышах, заражённых смертельной дозой стафилококка, устойчивого к действию обычных лекарств. Грызуны, получавшие лекарства на базе гумимицинов и традиционных антибиотиков, успешно пережили инфекцию, тогда как все особи из контрольной группы погибли.

Что интересно, бактерии родококки, в которых были найдены эти вещества, в естественных условиях «скрывают» их и не синтезируют их при выращивании в пробирке.