Рубрикатор
22.08.13 | Информнаука: Биотехнологии Шабельский Алексей

Российские учёные открыли структуру белка, улавливающего свет

Как устроен и работает светопоглощающий белок бактерий – протеородопсин, впервые удалось прояснить группе учёных из России, Германии и Франции. Благодаря полученным знаниям можно создать новые инструменты контроля за нервными клетками живых организмов.

Известно, что жизнь на Земле возможна в конечном итоге за счёт поглощения и преобразования солнечной энергии, и поэтому учёные всегда стремились понять в деталях, как эта энергия улавливается и перерабатывается в другие полезные типы энергии.

У животных реагируют на световое излучение молекулы родопсина, которые находятся в зрительных пигментах. По сути, зрение без них невозможно. У растений также есть светопоглощающие молекулы, они относятся к группе хлорофиллов и необходимы для фотосинтеза. В 70-х годах прошлого века были обнаружены галофильные археи Halobacterium salinarum, способные превращать энергию Солнца в химическую. Они наделены специальным пигментом – бактериородопсином, по структуре очень похожим на родопсин животных. И только в 2000 году был открыт способ преобразования световой энергии посредством протеородопсинов морских и океанических бактерий. Однако структура этих мембранных белков оставалась неизвестной, а значит, невозможно было понять, как работает их механизм преобразования.

В России начало исследованию бактериородопсина было положено в работах Ю.А. Овчинникова и В.П. Скулачёва в 70-х годах XX века. В настоящее время большой проект по этой теме ведёт группа исследователей из Института биоорганической химии (ИБХ) РАН и Московского физико-технического института в составе международного коллектива, в котором помимо названных организаций участвует Юлихский исследовательский центр (Германия) и Институт структурной биологии в Гренобле (Франция). Руководит научными изысканиями профессор Валентин Горделий, который когда-то работал в Дубне, а сейчас в Юлихе и Гренобле.

Лаборатория_ИБХ_РАН Лаборатория ИБХ РАН, где был клонирован и экспрессирован ген ESR, кодирующий протеородопсин бактерии Exiguobacterium sibiricum

«Мы использовали образцы ДНК, которые наши коллеги из лаборатории криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения (ИФХБПП) РАН, в Пущино выделили из грунта вечной мерзлоты в Якутии возрастом более 3 миллионов лет, – комментирует STRF.ru старший научный сотрудник лаборатории инженерии белка ИБХ РАН Лада Петровская. – Но от бурения до установления структуры родопсина путь был неблизкий. Учёные Центра микробной экологии в Мичиганском университете расшифровали последовательности геномов нескольких бактерий, выделенных из вечной мерзлоты. В ИБХ РАН был клонирован и экспрессирован ген ESR, кодирующий протеородопсин бактерии Exiguobacterium sibiricum».

На сегодняшний день главный результат международный группы – определение пространственной структуры одного из членов семейства протеородопсинов – светопоглощающего белка бактерии Exiguobacterium sibiricum.

Протеородопсин_Exiguobacterium_sibiricum
В пробирке – очищенный протеородопсин Exiguobacterium sibiricum

«Предположение о существовании данного родопсина строилось лишь на данных о последовательности генома бактерии, – рассказывает один из соавторов исследования, сотрудник лаборатории биомолекулярной ЯМР-спектроскопии ИБХ РАН Павел Кузьмичёв. – Интересующий нас ген был экспрессирован в клетках кишечной палочки (пожалуй, в самом удобном микроорганизме для генно-инженерных работ), и действительно, бактерии начали нарабатывать протеородопсин».

Сейчас исследователи заняты изучением фотоцикла протеородопсина. Эта работа проводится при участии группы учёных из Калифорнийского университета в Ирвайне под руководством профессора Я. Лани. В своём рабочем режиме белок претерпевает ряд переходных состояний, поэтому для детального понимания механизма транспорта протонов также важно изучить пространственную структуру каждого из этих состояний и понять, какие изменения происходят в структуре белка, какие движения необходимы для его нормальной работы, какие аминокислотные остатки непосредственно участвуют в переносе протона. Эта задача лежит на пересечении молекулярной биологии, видимой и инфракрасной спектроскопии, рентгеноструктурного анализа и других научных методов.

«Какова польза от её решения?» – спросите вы. Учёные, погружённые в фундаментальные исследования молекулярных структур, никогда определённо не скажут, к чему могут привести полученные ими результаты и когда наступит время для их практического применения. Пока можно вести речь лишь о потенциальном воплощении новых знаний, например путём направленного изменения свойств белка посредством мутаций, чтобы придать ему новые свойства. Мутантные варианты протеородопсина могут найти применение в оптогенетике – относительно новой области, сочетающей оптические и генетические методы исследования нейронных связей в естественных условиях, без влияния на функционирование нейросети. Точность метода, который используется при этом, настолько высока, что позволяет управлять отдельными нейронами.

Источник информации:

I. Gushchin, P. Chervakov, P. Kuzmichev et cet., Structural insights into the proton pumping by unusual proteorhodopsin from nonmarine bacteria. PNAS. 19.07.2013.