Наука и технологии России

Вход Регистрация

Учись, студент

Талантливым студентам надо помогать, чтобы они не стояли перед выбором: заниматься наукой или подрабатывать сторожем, заявил ректор Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) Николай Пустовой в беседе с корреспондентом STRF.ru на Всероссийском студенческом форуме в Барнауле.

Николай_Пустовой
Николай Пустовой: «Студентам не надо брать на себя функции контролёров»

Как Вы оцениваете студенческую активность?

– Она начинает возрождаться, что проявляется и в науке, и в спорте, и в творчестве, и в самоуправлении. Приятно, что ребята берут на себя созидательные функции – стремятся не поделить стипендиальный фонд по-честному, «по справедливости», а навести, например, порядок в студгородках. В общежитиях приходится держать охрану. Я мечтаю о том, чтобы, как в 60–70 годы, студенты сами боролись бы там с хулиганами, чтобы сами решали, что таким людям там не место. Вот в этом и проявлялась бы их гражданская позиция.

Студенческая активность растёт – для меня принципиально важно было это почувствовать, увидеть и услышать. Когда меня попросили поучаствовать в этом форуме, я с удовольствием принял приглашение, чтобы узнать, какие сегодня интересы у молодёжи. Я делал для себя пометки. Если, допустим, мои студенты в чём-то не сообразили, им будет полезно подсказать некоторые векторы движения.

В нашем вузе тоже развита система самоуправления. Существует университетский совет старост, возродился студенческий профсоюз. Кроме того, есть подразделение, которое занимается наукой, – это центр научно-технической и исследовательской работы студентов. Ежегодно самым активным из них мы присуждаем премию «Прометей». Идёт серьёзный отбор; тайное голосование определяет победителей по четырём номинациям: «Наука», «Искусство», «Спорт» и «Общественная работа». Они получают денежное вознаграждение.

Студенты часто говорят, что за их активность полагается доплачивать. Получается, им не хватает энтузиазма и инициативности?

– У администрации вуза есть определённые финансовые возможности для социальной поддержки, дополнительных премий, стипендий. Можно вести целенаправленную политику – стимулировать, поддерживать студента за какой-то труд. Это же фактически труд – в науке, спорте, культуре, и т.д. Это нормальная ситуация.

Конечно, все эти поощрения не решат финансовых проблем студентов. Но помогать им надо, чтобы они не калымили, а занимались той же наукой. Далеко не все ребята получают поддержку от родителей. Значительной части учащихся приходится самим о себе беспокоиться. В результате талантливый парень стоит перед выбором: либо в лаборатории работать, либо в сторожи идти. Конечно, поддержка нужна – не потакание, а поддержка!

А как Вы относитесь к тому, что студенческие советы требуют расширить им полномочия, вплоть до участия в распределении финансовых ресурсов вуза?

– Это, конечно, максимализм. Студенты не способны вникнуть во все тонкости деятельности университета. Им не надо брать на себя функции контролёров, некоего КРУ (контрольно-ревизионного управления). Думаю, у них хватит ума этим делом не заниматься.

До студентов следует доводить основные принципы университетской политики. Они могут послушать доклад ректора о бюджете университета, о принципах поощрения сотрудников/студентов. Могут принять участие в обсуждении этих принципов. А в плане контроля – нет, конечно. По одной простой причине – они не могут проникнуть в весь механизм проблем, понять все нюансы и тонкости. Это очень специфическая сфера деятельности.

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 1

Галереи

Всероссийский студенческий форум

В понедельник, 31 октября, в Барнауле открылся IV Всероссийский студенческий форум, на котором собрались более 800 участников – студенты из разных городов страны плюс ректоры, профессора и бизнесмены. В первый же день форума началась работа по направлениям: «Учебный процесс», «Наука и инновации», «Социальная поддержка», «Творчество» и «Трудоустройство», а также состоялась встреча министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко со студентами.

48 фото

Обсуждение