Наука и технологии России

Вход Регистрация

Инженеры, которые не умеют ничего делать своими руками

Предприятия не хотят брать на практику неподготовленных студентов:  велика опасность, что они испортят какую-нибудь заготовку. Те же самые авиационные двигатели – это достаточно серьёзное производство, которое скрупулёзно рассчитано. Делать партию из ста лопаток, которые уйдут в брак? Это крайне невыгодно. Аспирант МАТИ – Российского технологического госуниверситета им. К.Э. Циолковского – Михаил Мишнёв

Михаил_Мишнёв
Михаил Мишнёв: «Студенты выходят из университетов совершенно неподготовленными практически. Это инженеры, которые ни разу ничего сами не сделали. Думаю, 80 процентов, если не 90 – это именно такие случаи»

Михаил, с какими проблемами Вы сталкивались в студенческие годы?

– В технических вузах большие проблемы с практикой. Я учился на технологическом факультете (первый факультет – авиационно-технологический), было четыре направления металлургии: сварка, литьё, давление, порошковая металлургия. Предприятий, где можно проходить практику, почти нет. Практика у нас была всего один раз, после третьего курса, якобы в течение месяца. На самом деле – четыре дня. Съездили на «Сатурн» (предприятие в Лыткарино, занимающееся авиационными двигателями). Посмотрели, что там делается. Руками ничего не давали делать. У нас были обзорные экскурсии. В отчётах описывали то, что увидели на предприятии. Но я говорю только про наш факультет. Может быть, у кого-то что-то было по-другому. А потом была преддипломная практика, каждый студент её проходил на том месте, где работал. Некоторые уже с четвертого курса.

Я, например, практиковался на кафедре. Мне интересно заниматься прикладной наукой – допустим, создавать функциональные покрытия для двигателей внутреннего сгорания. На кафедру пошли только несколько человек.

Каким Вы видите решение проблемы?

– В России подготовка в высшем учебном заведении по большей части теоретическая. Студенты не занимаются никакой практикой, руками ничего не делают. Они не собирают установки, не разбирают приборы и т.д., и т.п. Не знаю, сколько это ещё будет продолжаться – пять лет или десять. Скорее всего, это не от вуза зависит, а от всей системы, состояния промышленности. В каждом вузе должны быть специальные структуры, которые будут заниматься вопросами практики. Должны быть кафедры или подразделения института, которые заняты исключительно «инструменталкой». Если говорить про нашу специфику, то должно стоять вакуумное оборудование, на котором ребята могли бы начинать работать в вузе, а потом уже идти куда-нибудь на предприятия. Последних понять можно – если они принимают неподготовленных студентов, то велика опасность, что они испортят какую-нибудь заготовку. Те же самые авиационные двигатели – это достаточно серьёзное производство. Оно скрупулёзно рассчитано. Делать партию из ста лопаток, которые уйдут в брак? Это крайне невыгодно.

Во что сейчас всё упирается? В деньги. У нас в институте сокращают инженерные ставки! Это ненормально. Нет инженеров, которые будут объяснять студентам: вакуумный насос нельзя так собирать, можно собирать так-то. На кафедре нет инженеров, которые могли бы показать с практической точки зрения, как работают разные системы.

Получается, что студенты выходят из университетов совершенно неподготовленными практически. Это инженеры, которые ни разу ничего сами не сделали. Думаю, 80 процентов, если не 90 – это именно такие случаи.

Я могу судить по своей группе, даже по своему потоку: у нас больше половины ребят с интересом относятся к учёбе, к своей будущей специальности и в целом – к технике. Не случайно они пошли в технические вузы. Процентов 10–15, наверное, вообще не интересуются – им важен только диплом и всё, чтобы их в армию не забрали.

РЕЙТИНГ

4.83
голосов: 6

Галереи

Нанокластеры в РФ: производства нет, коммерческой продажи – тоже

Основная часть проектов нанокластеров не достигла основной цели – промышленного производства и коммерческой продажи, об этом сообщил во вторник, 27 сентября 2011 года, в Минобрнауки России директор Института маркетинга Государственного института управления Геннадий Азоев на первой презентации по итогам ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008–2011 гг».
Подробнее http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=42444

6 фото

Обсуждение