Наука и технологии России

Вход Регистрация

Как показывает практика

Три проблемы студенчества выделил Дмитрий Прокопьев, заместитель председателя первичной профсоюзной организации студентов Челябинской медицинской академии, член Российского союза студенческих организаций.

Дмитрий_Прокопьев Дмитрий Прокопьев: «Студенты в основной своей массе инертны. Их надо раззадорить чем-то очень ярким, настоящим, причём это должна быть не простая акция размахивания флажками, не по принципу “больше мишуры”, а именно конкретными действиями»

По Вашим оценкам, насколько российское студенчество сегодня активно в отстаивании своих прав?

– Я считаю, что студенчество в основной своей массе инертно, хотя со мной многие не соглашаются. Студентов надо раззадорить чем-то очень ярким, настоящим, причём это должна быть не простая акция размахивания флажками, не по принципу «больше мишуры», а именно конкретными действиями. То есть студсовет должен доказать, что способен решать реальные проблемы. При этом параллельно ему надо работать над повышением инициативности и активности самих студентов. Один из возможных вариантов – работа в различных соцсетях. Там лидеры общественного мнения посредством неформального общения могут настраивать студентов занимать более активную жизненную позицию, не бояться заявлять о своих идеях, проектах и тому подобное.

Какие проблемы у студенчества?

– Я бы выделил три основные проблемы:

1) нехватка мест в общежитиях и в целом их неудовлетворительное состояние;
2) минимальная базовая стипендия (невозможно на неё прожить);
3) трудоустройство и практика.

Вот перечень крупных проблем, решив которые, мы сможем потом разобраться с мелкими. В регионах проблемы по большей части одинаковые. Но где-то они эффективнее решаются, а где-то – вообще не решаются. Именно поэтому так важно обмениваться опытом, собираться на разных форумах, конференциях. Именно для этого и была создана площадка Российского союза студенческих организаций – чтобы аккумулировать и распространять успешные практики.

Каких успехов удалось добиться студенческой организации Вашего вуза?

– При участии нашего профсоюза мы добились 50 -процентной скидки на проезд интернам и ординаторам. Я считаю, что это большой шаг. Дело в том, что в связи с изменениями, которые произошли в прошлом году, интерны и ординаторы были вычеркнуты из реестра специальностей. Получилось, что эти две категории уже и не студенты, но ещё и не медицинские работники. То есть нечто среднее. Соответственно, все те социальные льготы, которые распространялись на студентов, их не затрагивали, а льготы работников для них ещё не распространялись. И мы сумели добиться в регионе именно того, чтобы им зафиксировали скидку в 50 процентов для проезда на общественном транспорте.

Если говорить об учебном процессе, то у нас введена система оценки преподавательской деятельности. Это тоже наша инициатива. После окончания курса лекций студенты выставляют оценки каждому преподавателю – проводится анонимное анкетирование. Его результаты вузовская администрация учитывает при начислении премий и различных вознаграждений для профессоров. Ну и к тому же таким образом налаживается обратная связь.

У вас возникают конфликты с администрацией?

– Особых конфликтов я не припомню. Естественно, не без сучка и задоринки. Студентам, вероятно, свойственен юношеский максимализм. Если, например, у профкома возникает конфликтная ситуация с администрацией, то в вузе существует студенческий совет, который выступает как третье лицо. Также есть Учёный совет, в состав которого входят и студенты. Они имеют право голоса. Третье лицо в конфликте помогает разрешить проблему, и очень часто это происходит в пользу студентов. Вообще ректор нашей академии придерживается чёткой позиции: вуз – для студентов, а не студенты для вуза. Не будет студентов – не будет вуза. Поэтому у нас всё максимально приближено к студентам.

Если есть проблема, её решают за круглым столом, в рамках некоей конференции с привлечением как преподавательского состава, так и студентов. Всё решаемо, на самом деле. Главное – было бы желание и поддержка не двух человек, а массы. Студенты ленивы, но если их расшевелить, то они готовы свернуть горы.

Среди актуальных вопросов, которые нам хотелось бы решить, – участие студсоветов в распределении стипендиального фонда.

А вы не боитесь, что произойдёт конфликт интересов?

– Для этого надо создавать какие-то контролирующие органы, чтобы мнение было уравновешенным. Вполне понятно, что у нас если не брат, то сват. Есть пересечение интересов. Но мы же не говорим лишь о студенческом органе. За этот вопрос будут отвечать и администрация вузов, и студенты, и сторонние организации – например, бухгалтерия, которая не заинтересована в кумовстве. Так что, я думаю, удастся избежать некрасивых ситуаций.

Многие студенты жалуются на плохую организацию практик. У вас не возникает с этим проблем?

– Для медицинских вузов это одна из самых больших проблем. Хотелось бы больше практик, совмещённых с теорией. То есть чтобы практические занятия проводились параллельно с лекциями. А не так, как у нас – летом забрасывают трудовым десантом в поликлинику, и там студенты начинают испытывать все трудности медицины. Как раньше практиковались? У студента идёт акушерство и гинекология на том же четвёртом курсе. Он должен был провести 4 дежурства в акушерском стационаре, побывать на родах, помочь тем-то и тем-то – теория была непосредственно сопряжена с практикой. Сейчас это осталось лишь в некоторых вузах. Всё зависит от вуза, от того, какие у него есть условия. Например, у нашей академии есть клиника (структурное подразделение). Естественно, там работает наш профессорско-преподавательский состав, наши научные кадры. Все исследования, в т.ч. студентов, проходят на базе этой клиники. Такие вузы в России можно пересчитать по пальцам. Другие не имеют подобной возможности. Просто так придти на практику в клинику довольно проблематично.

Ещё одна проблема связана с арендой площадей. Многие кафедры располагаются на базах профилактических медицинских учреждений. И часто встаёт вопрос о том, чтобы брать арендную плату за базирование этих кафедр. Это глупо и совершенно неправильно. Студент должен учиться у постели больного. Опять же, это удобно, когда ты разбираешь тему с преподавателем, заходишь в соседний кабинет и смотришь на практике (на больном), что ты делаешь. А если введут такое ограничение, по крайней мере, наши федеральные вузы не смогут оплачивать аренду. У нас более 60 кафедр, из них 48, если я не ошибаюсь, располагаются в различных клиниках Челябинска и Челябинской области. Если все клиники запросят арендную плату, это будет накладно, и вузы будут вынуждены отказаться от подобной практики.

Во многих вузах создают симуляционные центры. У нас есть симуляционный центр по родовспоможению. Студенты имеют возможность отработать на практике, на муляжах какие-то незапланированные ситуации при родах. Одно дело – на муляжах, другое дело – на пациентах. Опять же этическая сторона имеет очень большое значение.

Как у Вас проходит практика?

– Естественно, это такая простая работа – вроде того, что раздать таблетки, поставить уколы, что-то помыть. Возможно, речь зайдёт о перевязках. У нас ребята очень счастливы, когда попадают в процедурные и перевязочные кабинеты. Это значит, ты будешь что-то делать своими руками, увидишь много новых болячек. Когда ты выйдешь из кабинета, у тебя прибавится знаний (не теоретических, а практических). Если ты попадаешь в терапевтические стационары, что там остаётся сделать? Транспортировка пациента, бумажная работа. У нас в поликлиниках очень много бумажной работы: выписки, приёмы. В основном, конечно, туда сажают студентов.

Есть полезный западный опыт, где интерны проходят многоплановые и многоуровневые стажировки. Это не просто, как у нас – практика на 2 недели. Там у них это включается в вариативную часть учебного плана. Человек в течение года работает в компании, получает некий денежный бонус. И подобного рода мероприятие решает сразу несколько проблем. Во-первых, это потенциальное трудоустройство, если практиканту понравится. Во-вторых, это приобретаемый опыт. В дальнейшем человек получит рекомендации. Это многоплановая и многоуровневая подготовка, как элемент образовательного процесса, осуществляется при тесной договорённости с компаниями, и не просто на две недели – а в течение семестра или года. Думаю, нам бы не помешало перенимать хороший опыт из других стран.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 1

Обсуждение