Академик: Земля действительно погибнет, но земляне спасутся

На Youtube набирает популярность довольно любопытное видео, сделанное нашим Роскосмосом, о том, что будет с Землей через далеких четыре миллиарда лет. Прогноз невеселый: столкновение Млечного Пути с Андромедой приведет к образованию единой галактики. Этот процесс неизбежен, поскольку галактики движутся навстречу друг другу. Когда они сойдутся, Земля и все остальные планеты нашей Солнечной системы погибнут. Но, может, прогноз этот неточный? Все-таки даже прогноз погоды для современной науки сделать без ошибок проблематично, а тут заглянули на несколько миллиардов лет вперед! Пояснить, можно ли спасти Землю, sobesednik.ru попросил видного ученого Александра Железнякова, инженера-физика, руководителя работ в области создания ракетно-космической техники, писателя, действительного члена (академика) Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (РАКЦ). STRF публикует отрывок из интервью.

— Действительно, через четыре или четыре с половиной миллиарда лет наша галактика столкнется с галактикой Андромеда — все проведенные исчисления говорят за это, — «успокоил» Александр Железняков в интервью Sobesednik.ru. — Это факт нашего будущего. — Что произойдет при столкновении? Планета Земля еще будет существовать? Роскосмос говорит, что если жизнь еще будет, то она погибнет. — Да, именно так. Это будет гибель нашей цивилизации, если она сохранится до этого времени.
— Может, земляне смогут подготовиться? —

Есть надежда, что за эти четыре с половиной миллиарда лет они смогут найти в другой галактике запасной аэродром и перелететь туда.

— Это все научная фантастика или есть предпосылки к существованию через четыре с половиной миллиарда лет современных форм жизни — человека, растений, животных?

— Они будут эволюционировать, но предпосылки, конечно, есть. Жизнь такая штука, что если уж она появится, то уничтожить ее окончательно весьма сложно. Человечество как вид через такое время, конечно, изменится, но должно сохраниться, если не произойдет природного катаклизма, который поставит крест на нашей цивилизации.

— Эволюция обязательна или человек может сохраниться примерно в нынешнем виде, но стать здоровее, сильнее?

— Это я и имею в виду. Современный человек несколько отличается от средневекового или от того, каким он был несколько тысяч лет назад. Это показали археологические находки. Отличия будут, но принципиально наша прямоходящая особь останется.

— Как Роскосмос вообще смог сделать прогноз на четыре с половиной миллиарда лет? Это ведь так далеко, что невозможно себе представить! Какая погрешность такого прогноза?

— Порядка полумиллиарда лет. Роскосмос пользуется астрономическими данными, которые публикуют обсерватории всего мира, в том числе и размещенные на орбите. Эти данные позволяют определить траекторию движения галактик — и Млечного Пути, и Андромеды — и предсказать, когда они окажутся в одной точке и какие процессы при этом слиянии будут происходить. Это данные не Роскосмоса, а астрономов всего мира, коотрые Роскосмос обработал и свел воедино в одну картинку.

— Если люди знают, что все погибнет, то зачем они создают шедевры живописи, пишут книги?

— 4 миллиарда лет — это немаленький срок. За гораздо меньшее время можно создать технические средства, которые позволят нашей цивилизации переместиться в другую галактику. Это обязательно будет. Для этого космонавтика и развивается, вся ракетная техника. Сейчас она на зачаточном уровне, но я не знаю, что будет через миллион лет, какими возможностями мы будем обладать, с какой скоростью мы будем передвигаться во Вселенной. Если все это будет, то мы всегда сможем от такого катаклизма уйти в сторону.

— Это не прорыв, как полет в космос?

— Конечно, нет! —

И даже не открытие? Мы теперь точно знаем, когда погибнет Земля.

— Как же точно, когда плюс-минус полмиллиарда лет? Потом, об этом уже писали десяток лет назад. Это вычисление не является пионерским. Его просто свели в занимательную картинку. Я лет 15 назад читал, что произойдет столкновение двух галактик.
— Что-нибудь интересное ждет нас в этом году? Комета прилетит?

— Кометы летают регулярно, и мы даже с земли можем их наблюдать. Но никаких падений на Землю не ожидается. Будет несколько затмений — и частичных, и полных. Год предстоит интересный.

«Внеземной сигнал» оказался земной помехой