Наука и технологии России

Вход Регистрация
06.11.13 | Инновации: Инновации в России Михаил Ширяев

Не думайте, что это будет легко

В то время как развитие высокотехнологичных стартапов в Европе и США идёт полным ходом, в России оно только начинается. Где грань, которая отделяет успешного предпринимателя в высокотехнологичной сфере от неудачника? Каковы особенности создания стартапов в России? В чём главные проблемы серийного предпринимательства и как их преодолеть? Об этом на встрече «Серийное предпринимательство: истории успеха» в рамках форума «Открытые инновации» рассуждали те, кто знает об этом не понаслышке. Пять людей и пять историй – в материале STRF.

Боб_Дорф
Боб Дорф – культовая фигура в области серийного предпринимательства. В соавторстве со Стивом Бланком он написал своего рода «бизнес-библию» – книгу «Стартап. Настольная книга основателя». Здесь и далее фото Михаила Ширяева

Советы от бизнес-гуру

Серийное предпринимательство – сфера деятельности, использующая бизнес-модели, которые могут быть масштабированы, то есть где можно быстро и доходно расширить бизнес. В настоящее время такие модели, как правило, так или иначе связаны с интернетом и мобильными технологиями. И неудивительно: сфера приложения высоких технологий в реальной жизни постоянно увеличивается. Боб Дорф – культовая фигура в области серийного предпринимательства. Испытав на себе все прелести создания почти четырёх десятков стартапов, Боб Дорф в соавторстве со Стивом Бланком написал своего рода «бизнес-библию» – книгу «Стартап. Настольная книга основателя». В настоящее время Боб консультирует стартапы по всему миру, участвуя в семинарах, мастер-классах и конференциях. Боб говорит о том, что идеи исследователей из России зачастую более амбициозны и инновационны, чем разработки учёных где-либо ещё.

В то же время российским стартаперам присуща излишняя самоуверенность и нежелание пускать кого-либо ещё в свой бизнес, и это идёт в ущерб предприятию. Типичная ошибка многих начинающих заключается в зацикленности на начальной идее и убеждении, что она позволит получить идеальный продукт.

Однако изменчивый мир быстро разрушает иллюзии. «Американские предприниматели очень хорошо приучены к культуре провала, и я бы хотел посоветовать российскому бизнесу пользоваться теми моделями, которые, конечно же, не приветствуют неудачу, но в которых она становится неотъемлемой частью построения большого успешного предприятия», – говорит Боб.

«Ошибайтесь быстро!»

Джей_Сэмит
Джей Сэмит убеждён: ошибаться надо быстро. Это позволяет легче оправиться от провала и направить свои средства на реализацию новой, более успешной идеи

Джей Сэмит с удовольствием ловит на себе вспышки фотоаппаратов и начинает непринуждённо разговаривать с коллегами ещё до начала мероприятия. Общение – его бизнес. Джей Сэмит – президент компании ooVoo, крупного сервиса для организации видеоконференций через интернет. Джей выделяет три основополагающих правила для серийного предпринимателя. Главный момент заключается в доверии данным. Мнение разработчиков относительно своего продукта, считает он, ничего не значит. Единственное, что важно, – мнение потребителей. «Данные могут расстраивать вас и заставлять плакать, но они никогда не врут», – уверяет Сэмит. Самая гениальная идея в конце концов предназначена для выхода в реальный мир и не может быть реализована без постоянного взаимодействия с ним. Второй совет от Джея Сэмита: не надо бояться делать ошибки. Впрочем, абстрактный совет и реальные действия – не одно и то же. В своей компании Джей претворяет своё правило в жизнь достаточно конкретным образом:

«Если сотрудник проработал у меня год и не сделал ни одной ошибки, я увольняю его, поскольку те люди, которые боятся приступать к чему-то рискованному, не подходят для стартапа».

Наконец, третье правило: ошибаться надо быстро. Это позволяет легче оправиться от провала и направить свои средства на реализацию новой, более успешной идеи.

«Сколково» с финским лицом

Пекка Вильякайнен, улыбаясь, извиняется за опоздание – работы много, должность обязывает. Как советнику президента фонда «Сколково» ему приходится иметь дело с сотнями российских стартапов. Россия не страдает от недостатка мозгов: у нас действительно много блестящих учёных с инновационными идеями, считает он. Проблема российских стартапов – недостаток опыта при переходе от научных разработок к бизнес-концепциям. Ключевую роль в этом процессе играет поиск мотивации. «Зачастую главной мотивацией является желание купить Porsche Cayenne. Это, безусловно, отличная машина, но плохая мотивация», – отмечает Пекка. Вильякайнен считает, что достичь успеха может лишь тот, кто по-настоящему любит свой продукт и хочет сделать жизнь потребителей лучше.

Разговор о бизнесе нельзя вести в отрыве от денег, но доход является вторичным но отношению к первичной движущей силе – людям.

Мотивация «мне нравится моя команда» очень распространена в Кремниевой долине, в то время как в России число таких компаний очень незначительно, даже несмотря на наличие отличных команд. Пекка Вильякайнен утверждает: «Это очень важно для привлечения инвестора: к примеру, мне, как бизнес-ангелу, очень нравится знать больше о сотрудниках компании, которую я спонсирую».

Сияющие идеи для медицины

Сонни_Ву
Сонни Ву, в отличие от своих коллег, не берётся раздавать советы и рассказывает свою историю успеха так просто, словно это самое обычное дело – за пару лет вытянуть свою компанию из подвальных лабораторий на глобальный уровень

Основатель AgaMatrix и Misfit Wearables Сонни Ву, в отличие от своих коллег, не берётся раздавать советы и рассказывает свою историю успеха так просто, словно это самое обычное дело – за пару лет вытянуть свою компанию из подвальных лабораторий на глобальный уровень. Пример Сонни Ву показывает, как сочетание свежих идей и упорства позволяет достичь результата. Компания AgaMatrix, которая занимается разработкой медицинского оборудования, на момент основания в 2006 году насчитывала двух сотрудников – самого Ву и его соседа по комнате в колледже Шридхара Айенгара. Первые глюкометры были собраны практически в домашних условиях, в то время как на рынке властвовали транснациональные компании. Но те успехи и инновации, которые имели место в данной области, в основном касались химической стороны дела. AgaMatrix стала первой компанией, которой удалось совершить инженерный прорыв. Повышение точности глюкометров в два раза вкупе с двукратным снижением их стоимости по сравнению с конкурентами сделали AgaMatrix ведущим игроком на рынке медицинских устройств. Останавливаться на достигнутом компания не стала и в 2009 году начала использовать свои инженерные решения для работы совместно с технологией iPhone.

Бизнес в мире людей

Сергей Белоусов, загибая пальцы, рассказывает о компаниях, которые были созданы за время его карьеры. SWsoft, Acronics, Rolsen Electronics, Parallels… Компании Белоусова занимались сбором компьютеров, изготовлением телевизоров, разработкой программного обеспечения. Сергей стал предпринимателем в 20 лет и создал восемь стартапов с десятками миллионов долларов оборота. В то же время он признаётся, что лучше всего иметь одну очень успешную компанию. Заниматься несколькими проектами одновременно – это и более затратно, и более рискованно, и сложнее с точки зрения планирования. Белоусов мечтал о том, чтобы стать учёным, со времён учёбы в школе, и родной Физтех забывать не собирается. Сейчас Сергей – старший партнёр венчурного фонда Runa Capital, в портфеле которого на данный момент около 40 стартапов. По его мнению, важнейшая черта характера любого предпринимателя – это самостоятельность. «Не нужно слушать советов, которые сегодня озвучили мои коллеги. Если вы настоящий предприниматель, вы не будете слушать ничьих советов, потому что в противном случае вы уже не предприниматель, вы просто исполнитель. Предприниматель должен действовать самостоятельно. И не ожидайте, что всё будет легко».

Изображение на главной странице: Alisa Karpova/Dreamstime.com

РЕЙТИНГ

4.64
голосов: 14

Обсуждение