Наука и технологии России

Вход Регистрация

Взрыв на шоколадной фабрике

Правительство Москвы открыло на «Красном Октябре» новый цех, долженствующий перемалывать бобы идей в сладкую струю дензнаков с налоговым ответвлением, текущим в столичный бюджет. Площадку ускорения, или акселерации, бизнеса назвали API Moscow. Корреспондент STRF.ru пообщался с тамошними тружениками клавиатуры и разузнал, как спалось после выборов высокому мэрскому чиновнику.

Красный_Октябрь На месте литейщиков какао разместились его питейщики: программисты

Городские власти уже потратили на инкубатор 45 миллионов рублей, в основном заплатив за аренду и ремонт помещения, ещё 20 миллионов до конца года пойдут на образование и обслуживание. Сейчас на фабрику заселилось около 30 юных проектов в сфере информационных технологий. Их инвесторы и опекуны – четыре частные компании, получившие статус аккредитованных партнёров Московской программы инкубирования технологий: Global TechInnovations Артура Баганова и Михаила Цыганкова, Atsani Игоря Мацанюка, Vestor.In Павла Черкашина и Altair.VC Игоря Рябенького. Город в данном случае просто предоставляет максимум на полгода офисное пространство и шанс пообщаться с единомышленниками и наставниками. Предполагается, что вскоре стартапов станет в пять раз больше, а спектр их деятельности расширится. Затем похожие инкубаторы могут открыться в Бауманке и других технических вузах.

Укус луны

Интеллектуальный цех открывали через день после выборов. Андрей Шаронов, на тот момент ещё исполняющий обязанности заместителя мэра по вопросам экономической политики, не скупился на метафоры. По его словам, новая площадка – «насос, выискивающий потенциально успешные компании», «труба с боковым ответвлением для неудачников» и даже «некий Форт Байяр с жёсткой конкуренцией навылет».

Андрей_Шаронов Андрей Шаронов ожидает взрыва только в сфере бизнеса и потому спит как сурок

Между прочим, возвести форт в проливе Антиош за полтора века до Наполеона планировал ещё «король-солнце», однако инженер, согласно легенде, отказался со словами: «Сир, легче ухватиться за луну зубами, чем построить крепость в таком месте». Поддерживать перспективный бизнес в наших топких местах тоже рискованно. Однако нынешний мэр хоть и не Робеспьер, как мы узнали из уст нацлидера на инаугурации, всё же по дерзости не уступает Бонапарту. Поэтому вперёд, инноваторы! Спешите на «Красный Октябрь»! Скоро Фелиндра повернёт голову тигра, и с неба посыплется золотой дождь, причём отнюдь не из шоколадных медалек.

Слегка пресыщенный словесной сахаристостью корреспондент STRF.ru задал господину Шаронову несколько вопросов с горчинкой.

Страсти после выборов ещё не остыли. Расскажите, как вы их пережили? Холодок по спине бежал? Или спали как сурок?

– Спал как сурок.

В августе около 30 предпринимателей экономики знаний заключили социальный контракт с основным соперником нынешнего градоначальника. Они обеспокоены несправедливостью российского суда и силовых структур. Вы с ними согласны? Почему, на ваш взгляд, московским бизнесменам следует отдавать предпочтение существующему порядку вещей? Чем он лучше альтернативных предложений претендентов на пост мэра?

– У нас есть привилегия не заниматься политикой в данном вопросе и не оценивать, не сравнивать кандидатов, тем более что всё уже в прошлом. Просто могу сказать: то место, где мы находимся, – результат реальной политики существующего городского правительства и существующего мэра. По-моему, этот результат неплохой. Мы сегодня слышали оценки сообщества реального, а не специально подготовленного. Это направление мне кажется очень перспективным, абсолютно аполитичным и отвечающим надеждам той небольшой категории, от которой мы ожидаем бума, взрыва и прорыва для всей страны.

Константин_Фокин Константин Фокин рассчитывает на увеличение краснооктябрьской бизнес-паствы

Константин Фокин, гендиректор Центра инновационного развития Москвы, выразил уверенность: на фабрику стекутся бизнесмены из других городов и даже стран, ибо «место для молодёжи намоленное». Ещё бы: его окропил «Дождь», здесь протрубил Slon, а поблизости, через речку, и вовсе прошёл панк-молебен.

Алексей_Комиссаров Алексей Комиссаров верит в уникальность москвичей

– Наша задача – не осваивать бюджеты, а получить максимальный результат за счёт взаимодействия и с частниками, и с другими государственными структурами, – признался Алексей Комиссаров, исполняющий обязанности руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы.

Как вы намерены удерживать успешные стартапы в московской налоговой зоне? Что их удержит от эмиграции? В чём для них преимущества Москвы перед Парижем или Нью-Йорком?

– Люди, в первую очередь люди. Об этом говорят все, инвесторы и стартаперы, иностранные и наши. Всё-таки люди у нас в стране уникальные, и в Москве уникальные: с точки зрения образования, с точки зрения креатива, с точки зрения желания создавать что-то новое.

Рыцари рекламного образа

Большинство обитателей инкубатора занимается электронной коммерцией: кто-то создал ресурс, позволяющий распланировать расстановку мебели и тут же заказать её по сети, кто-то сплёл своего рода социальную сеть для гурманов, где можно делиться рецептами и впечатлениями от съеденного.

– Здесь мы в тусовке, на волне, на пульсе родственных нам проектов, – рассказывает Игорь Ерёмин, гендиректор iVengo, ещё до заселения в цех вышедшей на самоокупаемость. – Мы уже год размещаем полноэкранную рекламу в мобильных приложениях. В основном наши клиенты – крупные международные бренды: Volvo, Nike, Red Bull, Procter & Gamble, Lufthansa. Площадок у нас сотни, среди них «Вести», «Аргументы и факты», «Сплетник». Мы не «слепая сеть», где трафик сомнительного происхождения. Мы открытая сеть: клиент всегда видит, на каких площадках размещают его рекламу. В перспективе будем выходить на соседние рынки: Украина, Казахстан и другие страны ближнего зарубежья.

Изумрудный мегаполис

Дмитрий Шмаков, гендиректор компании Goodwin, чуть ли не весь мир предлагает воспринимать в качестве огромной витрины:

– Например, мне понравилась ваша рубашка. Я её щёлкнул на телефон и узнал, где она продаётся и сколько стоит. Девушка увидела в журнале стильную сумочку – вместо похода в ЦУМ она делает мгновенную покупку по сети. Вам пришлось по вкусу вино, вы решили заказать ещё – просто сканируете штрих-код на бутылке или фотографируете этикетку. Или вы смотрите кулинарное шоу по телевизору…

Виртуальные витрины компания разместила на вокзалах и в аэропортах столицы, а также в торговых центрах. Нечто подобное уже практикуется, скажем, в сеульском или лондонском метрополитене.

Пока в базе компании около 50 клиентов. В основном они торгуют парфюмерией, косметикой, гаджетами, сувенирами, предметами интерьера. Ставка делается на импульсные покупки. Средняя сумма чека 3–5 тысяч рублей. Визуальный поиск планируется шлифовать по мере увеличения аудитории.

Немилосердные ангелы

Компания Kula Tech создаёт индивидуальные мобильные приложения для интернет-изданий. Обычно разработка приложений для всех платформ в России обходится где-то в 200 тысяч долларов. Краснооктябрьский стартап берётся за дело бесплатно, но заказчик делится выручкой от рекламы. Доля оговаривается в каждом конкретном случае, стандартные условия 30%. В AppStore уже 2 приложения Kula, до конца сентября планируется выпустить 10, до конца года 20. У приложения для мужского журнала Maxim Russia больше 150 тысяч пользователей, ежемесячно они просматривают больше шести миллионов страниц. На очереди The Art Newspaper Russia и женский журнал Marie Claire. Разработка приложения занимает от часа до недели. Как ни странно, конкурентов у компании немного даже в мировых масштабах. Один из основателей Kula Антон Пронкин, выпускник Балтийского федерального университета, не исключает вливаний со стороны американских инвесторов. Недавно он побывал за океаном и видит большую разницу между поддержкой начинающих бизнесменов здесь и там:

– В США инвесторы общаются с тобой на равных. Конкуренция за проекты между венчурными фондами слишком высокая. В России некоторые инвесторы смотрят на тебя с задранным носом. На мой взгляд, наша экосистема ещё очень слаба. Недавно к нам приезжали успешные предприниматели из Кремниевой долины. Они были в шоке, когда узнали, какие проценты ангелы берут у стартапов: раза в три больше, чем в Штатах.

Дружелюбные джунгли

Компания Getsy помогает москвичам и гостям столицы узнать о небольших кафе, галереях, цветочных, книжных и прочих магазинах. C помощью фирменного айпэда в одном заведении, нанесённом на карту Getsy, можно узнать о других, а их постоянные посетители получают разнообразные артистические бонусы. Среди клиентов компании – книжный магазин «Республика» и кафе Double B Coffee & Tea.

– Согласитесь, гораздо приятнее покупать мясо в уютной бакалейной лавке, где можно побеседовать с продавцом, а не в «Ашане», в этом, простите, морге, – морщится Валерия из Getsy.

В её представлении Москва не каменные джунгли с травоядными клерками и прожорливыми застройщиками, скорее прибежище фотографов, художников и музыкантов. Правда, подытоживает она неожиданно:

– Только в Боткинскую больницу не ходите, там всё по-прежнему.

Да уж, даже до столичной медицины технологии и капиталы добираются со скрежетом. К сожалению, как пел арбатский бард, пряников всегда не хватает на всех.

РЕЙТИНГ

4.50
голосов: 6

Галереи

Выставка по итогам ФЦП «Исследования и разработки 2007–2013»

25–27 апреля 2013 года в зале «Форум-холл» в Москве прошла выставка, посвящённая окончанию федеральной целевой программы «Исследования и разработки» на 2007–2013 годы. На выставке было представлено всего около пяти процентов участников программы в областях живых систем, медицины, экологии, энергосбережения, биотехнологий, вычислительной техники и новых материалов, но даже они заняли почти двести стендов. В первый день работы выставку осмотрел заместитель министра образования и науки РФ Игорь Федюкин.

54 фото

Обсуждение