Наука и технологии России

Вход Регистрация

Вторая нога Томска

Для чего была создана Ассоциация инновационных регионов России, на каких условиях туда могут войти новые участники и зачем ведущие томские вузы объединились в консорциум? Об этом накануне XIV Инновационного форума INNOVUS рассказал губернатор Томской области Виктор Кресс.

Виктор_Кресс
Виктор Кресс: «Развивать инновации только в Москве и Санкт-Петербурге неправильно. Это ещё не вся Россия»

– Идея возникновения ассоциации родилась в 2010 году в Томске, на XIII Инновационном форуме. Развивать инновации только в Москве и Санкт-Петербурге неправильно. Это ещё не вся Россия. Они должны прорасти в тех регионах, где для этого созданы предпосылки: есть научная база, инфраструктура, высокотехнологичный бизнес.

В ассоциацию вошли восемь территорий – Мордовия, Татарстан, Красноярская, Новосибирская, Калужская, Пермская, Иркутская и Томская области. Сейчас в состав ассоциации рвётся войти Башкортостан, Самарская и Ульяновская области. Думаю, мы их примем.

Помимо инновационного потенциала, будем учитывать и возможность финансовой поддержки ассоциации. Например, для первой восьмёрки регионов вступительный взнос составлял пять миллионов рублей. Для новых участников, возможно, он возрастёт до 10 миллионов.

Объединение регионов нужно для того, чтобы на федеральном уровне добиваться решения различных проблемных вопросов, в том числе законодательного характера. Действовать в кооперации легче и эффективнее. В прошлом году отмечали двадцатилетие сибирского соглашения. Мы его подписали в 1990-м, накануне зимы, когда одни регионы остались без зерна, другие – без угля. И всё это в условиях, когда плановая экономика уже не работала, а рыночная – ещё не заработала. Объединив усилия и ресурсы, мы смогли выжить. Сегодня стоит задача не выживания, а развития. Но её решение не менее трудно, поэтому нужно действовать  сообща.

Почему Томская область занялась инновациями? Какие для этого были исторические предпосылки?

– В 90-е годы все российские регионы столкнулись с периодом выживания.  Легче было тем, кто в советские годы организовал производство товаров народного потребления. Например, в Ульяновской области был УАЗ, в Самарской – АвтоВАЗ. В Томске добывалась нефть, с 1995 года – газ. Но, задумываясь о развитии региона в будущем, мы поняли, что стоять только на одной ноге – нефтегазовой – тяжело. Надо укреплять свои позиции. Сделать это решили за счёт инноваций. У нас для этого есть всё: сильные вузы, наука, бизнес. Наша область была первой в России, где разработали стратегию инновационного развития. Когда я начал говорить об этом, то первое время даже в кабинетах крупных чиновников Москвы на меня смотрели как на человека не от мира сего. Но постепенно стало приходить понимание.

На днях руководители томских вузов подписали соглашение о создании консорциума. Что это за объединение?

– Консорциум вузов фактически действует уже несколько лет. К объединению сегодня подталкивает правительство, объявляя различные конкурсы по выполнению серьёзных проектов.

Мы изучили ситуацию в мире по объединению университетов. В частности, интересен опыт Франции. Впервые об этом задумались, когда пять лет назад в Красноярске появился Сибирский федеральный университет. Естественно, мы тогда немного расстроились, так как в этот вуз идут большие деньги. Поэтому начали думать, что можно противопоставить такой структуре. Мы понимаем, что в нашем случае нельзя собрать все томские вузы в кучу. Каждый имеет своё лицо. От их объединения потеряли бы и они сами, и город в целом. В связи с этим родилась идея консорциума. В его состав войдут не только университеты, но и институты РАН, РАМН. В отличие от других регионов, у нас нет антагонизма между вузовской и академической наукой.

Так, 23 мая все участники подписали соглашение о консорциуме, создали рабочую группу. До 1 августа будут подготовлены предложения по уставным документам и по организационно-правовой форме этой структуры.

Одна из основных задач консорциума – повышение престижа и привлекательности томских вузов, в которых сегодня обучаются свыше 50 процентов иногородних студентов. Томская область небольшая – здесь проживает около миллиона человек, в Томске – 500 тысяч. Поэтому важно привлекать абитуриентов из других регионов.

Администрация Томской области адресно помогала инновационным предприятиям вузов, созданным по 217-ФЗ, – выделяла им субсидии по 500 тысяч рублей. Будет ли продолжена практика подобной поддержки?

– Да, мы поддерживаем ряд стратегических направлений. В частности, помогаем малым предприятиям, хотя это рискованное дело. Но без этого им будет очень сложно пройти период становления. Если их не опекать, то половина не выживет. Хорошо, если останется 10–15 процентов.

Помощь нужна разная, но главное – юридическая и финансовая. Институт венчурного инвестирования в России, как таковой, не работает.  Последние годы идут разговоры о посевном капитале. Но пока они не принесли серьёзных результатов. Вопрос о поддержке таких предприятий нужно решить на федеральном уровне.

Когда создавали студенческие бизнес-инкубаторы, то думали, что новые компании будут оттуда выходить сразу же на рынок. Но наши надежды не оправдались. Нужны ещё какие-то элементы инновационной инфраструктуры, которые станут промежуточным звеном. В этом году мы заканчиваем создание такой площадки – что-то вроде технологического инкубатора, который станет переходным этапом от бизнес-инкубатора. Чтобы эффективно коммерциализировать разработки, требуется время. Крупный бизнес следует принуждать к инновациям, а для малого нужно создавать условия.

Справка STRF.ru:
Общий объём финансирования вузов Томской области – 21,5 миллиарда рублей. Объём финансирования научной деятельности – 11,5 миллиарда, из них 90 процентов поступает из внебюджетных источников

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 3

Галереи

«Чистая» зона завода «Микрон»

На зеленоградском заводе «Микрон» выпускаются чипы для множества различных применений, однако большинство москвичей сталкиваются с продукцией «Микрона» каждый день – «начинка» бесконтактных билетов Московского метро и Мосгортранса, а также электронных пропусков для московских офисов производится именно здесь. Однако несмотря на то, что билеты метро выдерживают самое суровое обращение, изготовление их RFID-начинки требует особых условий, едва ли не самое простое из которых - полное обновление воздуха 21 раз в час. Кстати, ранее ни один журналист, а тем более фотограф, непосредственно в «чистые» цеха не попадал.
Подробный репортаж читайте в № 3 (5) журнала NewScientistRU.

21 фото

Обсуждение