Наука и технологии России

Вход Регистрация

Сергей Жуков: «Считаю своей основной задачей – построение и развитие в России частной авиационно-космической отрасли»

На Форсайт-флоте – 2016, организованном Агентством стратегических инициатив, разрабатывалась стратегия реализации и управления Национальной технологической инициативой (НТИ). Как видится развитие перспективного рынка авиакосмических систем, редакции портала «Экспир» рассказал соруководитель рабочей группы АэроНет НТИ, генеральный директор ЗАО «Центр передачи технологий» Сергей Жуков.

Сергей_Жуков Сергей Жуков, генеральный директор ЗАО «Центр передачи технологий». Фото: журнал «Вестник ГЛОНАСС»

Справка:
Сергей Александрович Жуков – космонавт-испытатель (2005), член Российской академии космонавтики. Выпускник МГТУ им. Баумана (1979), кандидат технических наук (1986), основатель и президент Московского космического клуба (1990), исполнительный директор Кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково» (2011–2014). В конце 1980-х – начале 1990-х годов был одним из руководителей работ по созданию Российского космического агентства (ныне – ГК «Роскосмос»), участвовал в разработке проекта и принятии Закона РФ о космической деятельности.

Как вы оказались во главе группы АэроНет?

– В прошлом году я также принимал участие в Форсайт-флоте АСИ и уже тогда был членом этой группы. Чуть позже мне предложили ее возглавить. Утверждение моей кандидатуры состоялось в президиуме Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию.

Каковы достижения вашей группы за прошедший год?

– В апреле 2016-го мы разработали и утвердили на межведомственной рабочей группе при Президиуме Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию «дорожную карту» АэроНет. В ней определены стратегические цели и задачи развития на двадцатилетний период, намечено определенное финансирование проектов на ближайшие три года, обозначены конкретные компании-участники НТИ и т.д. Сейчас деятельность продолжается, причем не только в авиационной сфере, но и в космической. Как отдельное направление в рамках АэроНет создали подгруппу СпейсНет. Туда вошли многие из ранее опекаемых мною резидентов фонда «Сколково», специализирующиеся на развитии частной космонавтики. Так что наша группа сама по себе взяла и плавно устремила свой вектор ввысь.

Что для вас НТИ?

– Здесь можно обозначить несколько срезов. Во-первых, это попытка России (и государства, и общества, и бизнеса в целом) вновь войти в число технологически развитых стран мира. Причем попытка продвинуться на тех направлениях, куда все еще можно прорваться без каких-то чрезмерных усилий.

Если же взять мое личное отношение, то, безусловно, НТИ – это философия, определенный образ мыслей, если хотите, в некотором роде миссия.

Мои дороги с НТИ здесь совпадают: в свое время я был одним из создателей Российского космического агентства – предшественника Госкорпорации «Роскомос», довольно долго пытался продвигать отечественную космонавтику. Но убедившись в том, что она не поддается развитию «внутри периметра», считаю теперь своей основной задачей ни много ни мало – построение и развитие в России частной авиационно-космической отрасли. Вот поэтому мы с НТИ – союзники. Скажем так: Национальная технологическая инициатива – это огромный медведь, которого я стараюсь держать за лапу и двигаться вперед вместе с ним.

В данный момент АэроНет выглядит одной из самых успешных рабочих групп НТИ. Но так ли это на самом деле?

– Да, так люди говорят. Если серьезно, то мы (вместе с МариНет и НейроНет) действительно вошли в число первопроходцев, дальнейшая судьба которых более-менее определена. И на нас тренируются: например, нашу «дорожную карту» удалось утвердить лишь с пятого раза, теперь мы проходим подобный путь с первыми проектами...

Как вы можете охарактеризовать современное состояние отечественного малого и среднего аэрокосмического бизнеса?

– Когда мы с коллегами в 2011-м начали создание космического кластера в фонде «Сколково», то на российском рынке было всего пять-семь негосударственных (частных или частно-корпоративных) компаний, которые занимались космосом. В позапрошлом году, когда я уходил со своего поста в кластере, их было уже 114. Сейчас кластер насчитывает около 180 резидентов, из которых примерно две трети занимаются космосом, остальные – телекоммуникациями и авиацией. Когда я пришел в рабочую группу АэроНет, то обнаружил здесь ассоциацию эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, где было 44 компании (всего их в стране на данный момент порядка 200). Есть и другие профессиональные объединения. То есть на данный момент частная инициатива в воздушной беспилотной авиационной сфере более развита.

Сейчас мое «хозяйство» включает в себя порядка 50-60 компаний, которые занимаются воздушными полетами, и где-то 30-40 компаний, которые занимаются космическими аппаратами и комплектующими (up-stream) или предоставлением услуг на основе спутниковой информации (down-stream).

Какие проблемы, стоящие на пути НТИ, касаются вашей группы?

– Активное участие государства в этом проекте необходимо, но накладывает свои особенности. Схемы, которые придумываются для реализации НТИ сегодня, на мой взгляд, излишне громоздкие и трудоемкие. Более того, кроме союзников, у НТИ есть противники на разных уровнях, из-за чего инициатива продвигается с трудом. Одним словом, государственное финансирование и все моменты, с ним связанные, вызывают у меня вопросы, слишком уж усложненные процедуры ожидают участников. Думаю, тем, кто будут первыми, придется помучиться. С другой стороны, сообщество работает над стратегией НТИ (этому посвящены и Форсайт-флот – 2016, и дальнейшая деятельность творческих коллективов). Надеюсь, что в этом процессе будет найден баланс в партнерстве государства, бизнеса, общественности и международного окружения – образно говоря, равновесие всех частей «бабочки», символа НТИ.

Материал подготовлен редакцией портала «Экспир».

Обсуждение