Наука и технологии России

Вход Регистрация

Над ОЭЗ нависли тучи

Особые экономические зоны (ОЭЗ) признали в Кремле неэффективными. С 2006 года на 33 таких зоны, включая технико-внедренческие, потрачено 186 миллиардов рублей бюджетных средств (из них 24 миллиарда так и не были использованы), причём отдача от ОЭЗ в виде налоговых и таможенных платежей за тот же период едва превысила 20% от вложенных средств. Такие данные приводятся в докладе начальника Главного контрольного управления Президента России. В связи с этим глава государства поручил прекратить создание новых ОЭЗ до разработки единых подходов к их формированию, развитию и управлению. Не исключено закрытие тех из действующих зон, которые региональные власти не захотят взять на свои балансы. Прокомментировал ситуацию председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков:

Анатолий_Аксаков
Анатолий Аксаков

– Особые экономические зоны, конечно, нужны, и их надо использовать как инструмент привлечения инвестиций, развития отдельных территорий. Но здесь необходим порядок, контроль над расходованием выделяемых государственных средств. На самом деле, ОЭЗ должны развиваться прежде всего за счёт специальных налоговых и таможенных режимов предпринимательской деятельности, которые им предоставляются, как и территориям опережающего развития, а не за счёт бюджетных средств.

К сожалению, есть опасность превращения единого правового пространства в «лоскутное одеяло». Особых экономических зон становится всё больше, и у них появляются разные правовые режимы. Это одна проблема. Вторая проблема – сам закон, принятый в 2005 году, крайне забюрократизирован и не позволяет таким зонам в полной мере использовать преференции. Требуется постоянное согласование тех или иных видов деятельности ОЭЗ с курирующим министерством федерального центра, да и правила игры часто меняются. И когда приходит время реализации соответствующих решений, актуальность идей, которые легли в их основу, нередко утрачивается. Поэтому возникло предложение передать полномочия по управлению особыми экономическими зонами на уровень субъектов Федерации. При этом регионы должны нести ответственность за то, чтобы деятельность ОЭЗ соответствовала федеральному законодательству.

Единые подходы к созданию особых экономических зон и управлению ими уже разрабатываются под эгидой Министерства экономического развития Российской Федерации. Наш комитет активно в этом участвует – мы находимся в постоянном взаимодействии и с Минэкономразвития, и с теми территориями, в которых ОЭЗ действуют или же планируются к открытию. Обратная связь с такими территориями очень важна – именно оттуда идут сигналы об изъянах в законодательстве, не позволяющих эффективно работать. Полагаю, что к осени этого года все поправки в закон об особых экономических зонах будут подготовлены и затем приняты Госдумой.

Вопрос о финансировании особых экономических зон нужно ещё обсуждать. Например, есть проекты федерального значения, и, вполне возможно, для них потребуется федеральная поддержка.

Что касается особых экономических зон технико-внедренческого типа, то они, я думаю, выживут, поскольку отчасти уже доказали свою эффективность. А изменения в законодательстве позволят им работать ещё лучше.

Обсуждение