Наука и технологии России

Вход Регистрация

«Время новых Кулибиных ещё впереди»

Число инноваторов в России растёт, свидетельствует сопоставление данных российских и зарубежных исследований. Комментирует их Константин Фурсов, заведующий отделом исследований результативности научно-технической деятельности Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук:

Константин_Фурсов
Константин Фурсов

– С появлением парового двигателя и развитием массового производства домохозяйства, казалось бы, должны были прекратить производить товары для собственного потребления и торговли. Однако переход к постиндустриальной экономике вновь обозначил важную роль отдельных пользователей (индивидов или небольших фирм) в создании новых видов продукции.

Этот феномен, с лёгкой руки экономиста Эрика фон Хиппеля получивший название «пользовательские инновации», связан с процессом не просто активного вовлечения потребителей в коммуникацию с производителями по поводу качества предлагаемой ими продукции, но и активного участия в её совершенствовании или даже создании конкурентоспособных альтернатив.

В рамках мониторинга инновационного поведения населения НИУ ВШЭ мы не первый год фиксируем в России довольно значительное число пользователей, которых можно отнести к инноваторам (порядка 10% граждан в 2013 и 2014 годах). Исследования, проведённые ранее в Великобритании, США, Японии и Финляндии, показывают, что среди рядового населения этот процент колеблется в пределах от 3% до 8%.

Отличительная черта российских инноваторов – они не принадлежат к какой-то конкретной возрастной группе, среди них можно примерно с равной вероятностью встретить как молодого московского предпринимателя, так и представителя рабочих профессий средних лет из малого города. Это позволяет предположить, что

к развитию пользовательских инноваций в нашей стране стимулирует не только стремление граждан попробовать что-то новое или заработать (что более типично для указанных выше стран), но и отсутствие товара (бытового прибора, домашнего инструмента или даже детской игрушки) нужного качества, либо возможности его приобретения.

Многие пользователи становятся на путь инноватора, находя сообщества единомышленников. В советское время эту роль выполняли кружки и клубы при школах, университетах, исследовательских институтах, а также научно-популярные журналы (например, «Сделай сам», «Юный техник» и другие). Сегодня такими площадками для обмена идеями выступают виртуальные и реальные любительские сообщества. Их число, если верить результатам совместных исследований российских коллег, в последние годы только растёт. Потенциал инновационно мыслящих граждан очевидно недооценён, время новых Кулибиных ещё впереди.

РЕЙТИНГ

3.22
голосов: 9

Обсуждение