Наука и технологии России

Вход Регистрация

Инновационный светофор

Около четырёх лет назад распоряжением Правительства России была утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Каковы промежуточные результаты её реализации? Обстоятельный ответ на этот вопрос содержится в третьем ежегодном Открытом экспертно-аналитическом отчёте «Россия: курс на инновации», подготовленном РВК при содействии Минэкономразвития России.

При подготовке отчёта было проведено социологическое исследование, охватившее 176 участников российского инновационного рынка, среди которых технологические предприниматели, представители инвестиционных фондов, институтов развития, крупного, среднего и малого бизнеса, сферы образования, а также бизнес-ангелы, научные работники, инженеры, консультанты.

Что у нас в плюсе? Россия существенно улучшила за минувший год позиции в ряде международных рейтингов по показателям, оценивающим уровень инновационного развития: глобальному инновационному коэффициенту (Bloomberg), глобальному индексу инновационности (INSEAD, WIPO), рейтингу лёгкости ведения бизнеса (Всемирный банк), мировому индексу конкурентоспособности (Всемирный экономический форум). Более 2/3 опрошенных респондентов считают, что занимаемые Россией места в этих рейтингах адекватно отражают уровень инновационного развития страны.

Влияние государства на процессы инновационного развития 42% респондентов оценивают скорее позитивно. При этом такой же процент участников опроса признают господдержку недостаточной. 64% экспертов считает, что, несмотря на сложную экономическую и геополитическую ситуацию, состояние среды, необходимой для возникновения и коммерциализации инноваций, за отчётный период осталось неизменным либо улучшилось.

Что беспокоит? Участники инновационного рынка скептически оценивают возможность увеличения доли инновационной продукции в экономике с 9,2% по итогам 2013 года до предусмотренного стратегией целевого показателя в 15% к 2020 году. Чтобы эта доля выросла, предлагается повысить эффективность стимулирующих механизмов, в том числе налоговых, расширить доступ малого и среднего бизнеса к госзаказу в сфере высоких технологий, повысить инновационную активность компаний и корпораций.

Особое внимание уделяется в отчёте корпорациям как важному элементу инновационной экосистемы, способному генерировать значительный спрос на высокие технологии.

60 компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, за последние три года увеличили объём инвестиций в НИОКР более чем в 2 раза (до уровня, сопоставимого с зарубежными корпорациями) и смогли повысить производительность труда на 23%.

Примечательно, что 63% экспертов, участвовавших в опросе, указали в качестве основного барьера на пути коммерциализации научных разработок низкий спрос на них со стороны предприятий реального сектора экономики.

Несмотря на то, что из-за сложной экономической и геополитической ситуации происходило общее снижение объёма российской отрасли венчурных инвестиций, по итогам 2014 года зафиксирована позитивная динамика по ряду показателей. Наиболее заметный рост (69% к 2013 году) наблюдался в среднем размере сделки на ранних стадиях, а также совокупный объём посевных инвестиций (30% к 2013 году). Позитивный сигнал – увеличение числа «выходов» инвесторов в 1,5 раза (30 сделок в 2014 году по сравнению с 21 сделкой в 2013 году).

По мнению экспертов, нужна корректировка системы государственного и частного финансирования НИОКР.

Объёмы финансирования фундаментальных исследований в России выросли в абсолютных показателях за последние 10 лет в 14 раз, а объёмы прикладных исследований – в 34 раза.

Только в 2015 году на поддержку науки в бюджете выделено более 350 миллиардов рублей. Однако по доле расходов на НИОКР в ВВП, Россия занимает 26 место в мире с показателем 1,5%, заметно отставая от лидеров – Израиля (4,38% ВВП) и Японии (3,9% ВВП).

Не всё в порядке и с коммерциализацией разработок. Менее 5% из них, согласно приведённым в отчёте данным Института социально-политических исследований РАН, доходят до практического внедрения в промышленность; большая часть работ завершается публикациями и выступлениями на конференциях.

Для реализации потенциала в сфере передовых технологий, стране необходимо не менее 200 тысяч специалистов в области технологического менеджмента и инновационной деятельности. А это требует совершенствования системы высшего образования и развития программ повышения квалификации дипломированных специалистов, говорится в отчёте.

Не менее важно сформировать конкурентоспособную в глобальном масштабе инновационную систему. Некоторые позитивные сдвиги в этом направлении приведены в отчёте: доля высокотехнологичной продукции (авиапром, электроника, фармацевтика, приборостроение, машиностроение) в структуре российского экспорта выросла с 8% в 2011 году до 10% в 2013-м, но при этом значительно уступает показателям большинства развитых стран.

Региональные инновационные экосистемы расцениваются как важные элементы инновационного механизма, и государство оказывает им финансовую поддержку. Так, на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров по линии Минэкономразвития России в 2013 году выделено субсидий на сумму 1,3 миллиарда рублей.

В 2014 году в связи с увеличением числа кластеров до 25 объём господдержки был увеличен до 2,5 миллиарда рублей.

Положительная динамика инновационного развития регионов отмечена, в частности, в Калужской области, Красноярском крае, Республике Татарстан. Наиболее острыми проблемами, препятствующими инновационному развитию регионов, признаются административные барьеры и недостаточно комфортные условия ведения бизнеса.

На основе предложений участников российского инновационного рынка в отчёте сформулированы рекомендации по внесению изменений и дополнений в Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. В частности, предлагается сменить «догоняющую» парадигму на модель развития по наиболее перспективным научно-технологическим направлениям, в рамках которых российские компании потенциально имеют возможность стать лидерами в мировом масштабе.

РЕЙТИНГ

3.25
голосов: 4

Обсуждение