Большинство мужчин-европейцев – потомки трёх родов, считают учёные

Генетики из Лестерского университета утверждают, что большинство современных мужчин-европейцев являются потомками всего трёх родов эпохи бронзового века. Это стало возможным благодаря вождям и воинам, и связанному с их деятельностью демографическому росту, который начался примерно 4000 лет назад и закончился на рубеже старой и новой эры. Материалы исследования представлены в журнале Nature Communications, передаёт Lenta.ru.

Ученые работали с последовательностями ДНК на Y-хромосомах (которые передаются только от отцов к сыновьям) 334 мужчин Европы и Ближнего Востока. Новое генеалогическое древо европейских Y-хромосом показало, что 64 процента современных мужчин являются потомками трех самых юных «ветвей» этого древа.

«Взрывной рост патрилинейных родов приходится на бронзовый век – когда радикально изменились погребальные обряды, распространялись верховая езда и новые виды вооружений. Вероятно, социальный отбор, который осуществляли связанные с этими явлениями вожди и воины, и отвечает за современный набор Y-хромосом», – сообщил руководитель исследования Марк Джоблинг (Mark Jobling).

Кроме того, генетики выяснили, что мужское население всей Европы (от Балкан до Британских островов) резко выросло в промежутке между II тысячелетием до нашей эры и первыми столетиями нашей эры. Примечательно, что данные митохондриальной ДНК (которая наследуется от матерей к дочерям) указали на гораздо более древний рост населения.

В январе 2015 года другая группа генетиков обнаружила, что более 800 миллионов жителей Азии являются потомками всего 11 мужчин — в том числе основателя Монгольской империи Чингисхана. Учёные нашли уникальные последовательности нуклеотидов в Y-хромосомах современных жителей Азии, и проследили их происхождение от нескольких «отцов-основателей».