Обнаружена древнейшая челюсть представителя рода Homo

Окаменевшая нижняя челюсть, найденная в 2013 году в Эфиопии, оказалась древнейшим свидетельством существования рода Homo. Находка отодвинула возникновение рода к рубежу в 2,8 миллиона лет назад, она на 400 тысяч лет старше ранее известных окаменелостей, передаёт «Полит.ру» со ссылкой на журнал Science.

Челюсть была найдена в Леди-Герару в эфиопском районе Афар международной экспедицией во главе с учеными Аризонского университета Кайе Рид (Kaye E. Reed), Кристофером Камписано (Christopher J. Campisano), Рамоном Эрроусмитом (J Ramón Arrowsmith) и Брайаном Виллмором (Brian A. Villmoare) из Невадского университета. Находка оказалось левой частью нижней челюсти, где сохранилось пять зубов. Изучив ее подробно, специалисты из Института происхождения человека Аризонского университета обнаружили ряд признаков, характерных для ранних представителей рода Homo: тонкие коренные зубы, симметричные малые коренные, пропорции челюсти. Однако скошенная форма подбородка демонстрирует близость к более примитивным предкам, таким как австралопитек афарский (знаменитая представительница этого вида – Люси – была найдена неподалеку, в эфиопской деревне Хадар).

«Несмотря на долгие поиски, окаменелости рода Homo старше 2 миллионов лет очень редки, – говорит Брайан Виллмор. – Они оказываются наиболее важными, чтобы иметь представление о самом раннем этапе эволюции наших предков». Другие находки экспедиции помогают восстановить климатические и экологические условия периода, к которому относится находка. Останки млекопитающих, обнаруженные учеными, представляют виды, обитавшие на равнинах, покрытых травой и мелким кустарником. Это отличает обстановку в Леди-Герару от той, что была в Хадаре, где всего на 200 тысяч лет раньше жили афарские австралопитеки.

Возможно, 2,8 миллиона лет назад климат на африканском континенте стал более засушливым, стали преобладать открытые ландшафты, что вызвало исчезновение одних видов и появление новых. Однако руководитель исследовательской группы профессор Кайе Рид считает, что пока рано приписывать изменению климата ответственность за появление рода Homo. Ученые намерены продолжить работы в Эфиопии, чтобы получить больше находок для сопоставления.