Спутник «Чибис-М», собравший 25 Гбайт научных данных, завершил миссию

Академический микроспутник «Чибис-М» завершил свою работу вчера вечером – в 21:57, войдя в плотные слои атмосферы в окрестностях южной части Южной Америки на высоте около 80 километров, сообщает пресс-служба Института космических исследований РАН. 15 310-й виток, после 2,5 лет космического «плавания» (с 25 января 2012 года), стал для него последним.

За эти годы первому спутнику из планируемой РАН серии малых аппаратов удалось передать на Землю 24,8 гигабайт научной информации о том, что происходит в ионосфере и атмосфере нашей планеты: миссией проекта было изучение молниевых разрядов из космоса. Учёные хотели проверить теоретическое предположение о том, что вызывает молнии, которое было предложено академиком Александром Гуревичем из Физического института им. П.Н. Лебедева РАН.

Работа по «Чибис-М» выполнялась при частичной поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Первоначально предполагалось, что 40-киллограммовый аппарат будет работать на орбите в течение одного года. Поэтому «Чибис-М» превысил заявленный срок службы в 2,5 раза. Универсальная микроспутниковая платформа «Чибис» была разработана в Специальном конструкторском бюро космического приборостроения Института космических исследований РАН. На борту микроспутника впервые была собрана аппаратура для изучения высотных атмосферных грозовых разрядов в широком диапазоне электромагнитного излучения – от радио- до гамма-диапазона (рентген-гамма детектор, ультрафиолетовый детектор, радиочастотный анализатор и пр.). Кроме того, спутник занимался исследованиями того, как грозы влияют на состояние ионосферы – то есть определяют «космическую погоду» около Земли.

Объём данных, полученных с «Чибиса-М», ещё предстоит обработать, однако уже сегодня можно сказать, что спутник зарегистрировал более 800 радиовсплесков, интерпретируемых как молниевые разряды. Около 300 из них сопровождаются ультрафиолетовым излучением. Также вероятно, что после грозового разряда генерируется и гамма-излучение, но эту информацию ещё требуется перепроверить.