Российские учёные описали два новых вида древних ящеров

Несколько лет назад в Забайкалье было обнаружено новое местонахождение позднеюрских динозавров – Кулинда. Недавно специалисты Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН и НИИ морфологии человека РАН описали два новых вида древних ящеров, относящихся к группе Hypsilophodontia: кулиндаптерикс (Kulindapteryx ukureica) и даурозавр (Daurosaurusolovus). Гипсилофодонтии – родственники известных растительноядных игуанодонов и утконосых динозавров. Вместе с костями динозавров на плитках породы четко отпечатались кожные чешуи, которые на внешнем крае разветвляются на несколько длинных полосок – щетинок. Это тип покровов исследователи назвали «щетинковыми чешуями».

Щетинковые_чешуи_птицетазовых_динозавров Отпечатки щетинковых чешуй на породе

Долгое время в науке господствовало представление, что перья свойственны только птицам. Но около четверти века назад в Северо-Восточном Китае были найдены скелеты хищных динозавров (Theropoda), живших в начале мелового периода, с отпечатками покровов. Отпечатки свидетельствуют о том, что некоторые тероподы были покрыты хорошо развитыми перьями, очень похожими на птичьи, или обладали нитевидными структурами, которые получили название «протоперья». Эти данные легли в основу концепции «оперенных динозавров». То, что некоторые тероподы обладали перьями, формально подтверждает ранее сформированную и широко распространённую ныне гипотезу их предковости по отношению к птицам.

Со временем выяснилось, что перообразные структуры имели место и у представителей другой группы – птицетазовых динозавров.

Щетинковые_чешуи_птицетазовых_динозавров_Кулинда
Разнообразие форм щетинковых чешуй у птицетазовых динозавров из Кулинды. Примечательны однощетинковые чешуи, которые напоминают протоперья хищных динозавров – теропод. Двуцветные чешуи указывают на возможность погружения основания щетинковых чешуй в толщу кожи

Новые виды из Кулинды также относятся к птицетазовым динозаврам. Российские палеонтологи при участии специалистов Института кристаллографии им. А.В. Шубникова РАН подробно исследовали щетинковые чешуи. Они представляют собой небольшие погруженные в кожу роговые пластинки шириной от 2 до 6.5 мм. От их наружного края отходит от одной до восьми уплощенных, длинных и, видимо, постоянно растущих полосок. На образцах такие чешуи располагались поодиночке, пучками разной плотности и упорядоченными группами, которые, скорее всего, образовывали дополнительный контур вокруг тела. Интересно, что роговая пластинка, представляющая основу щетинковой чешуи, чаще плоская, но иногда изгибается дугой и даже сворачивается в кольцо. В этом случае продолжающие её щетинки образовывали венчик. Такие чешуи внешне напоминали пуховые перья птиц. Встречаются они редко, потому что объемные структуры в Кулинде сохраняются плохо.

Внимание привлекают однощетинковые чешуи гипсилофодонтий из Кулинды. Внешне они напоминают протоперья теропод. Это сходство позволяет предположить, что протоперо формировалось из структуры, подобной щетинковой чешуе.

Кулиндаптерикс Реконструкция контура тела динозавра кулиндаптерикса – одного из двух видов птицетазовых динозавров, обитавших на территории Забайкалье примерно 150 млн лет назад. До открытия в Кулинде считалось, что динозавры этой группы обладали чешуйчатыми покровами

Комментируя работу, старший научный сотрудник Палеонтологического института Владимир Рудольфович Алифанов сказал: «Результаты говорят о том, что не только тероподы, но и двуногие птицетазовые динозавры обладали сложными кожными образованиями, которые, как и перо, имели удлинённое строение и продолжительный рост. Отныне, если говорить об оперённых динозаврах, то надо в их состав включать не только теропод, но и птицетазовых динозавров тоже.

Проблема происхождения перьев в свете новых данных выглядит более сложно, чем считалось ранее, а доминирующая в настоящее время гипотеза о происхождении птиц от теропод уже не кажется абсолютной».

Работу исследователей поддержали гранты РФФИ № 05-13-00302 и АНО ИБП «Палеонтология позвоночных».

Результаты работы опубликованы в следующих источниках:

1. Алифанов В.Р., Савельев С.В. «Два новых птицетазовых динозавра (Hypsilophodontia, Ornithopoda) из поздней юры России», Палеонтологический журнал , 2014. № 4. С. 72–82.
  2. В. Р. Алифанов, С. В. Савельев, Е. Ю. Терещенко, В. В. Артемов, А. Ю. Серегин «Строение кожных покровов у птицетазовых динозавров (Hypsilophodontia, Ornithopoda) из поздней юры Забайкалья», Палеонтологический журнал, 2014, № 5, с. 72–80