Вторая нервная

Большая группа ученых из разных стран секвенировала и проанализировала геном морского гребневика, не найдя в нем генов, жизненно необходимых для работы нашей нервной системы. Судя по всему, эти беспозвоночные развили ее независимо от остальных животных.

Морской_гребневик_Mertensia_Ovum
Примерно так выглядят гребневики. На данной фотографии вид Mertensia Ovum

Небольшие хищники, поедающие планктон, мелких рачков и мальков рыб, «морские крыжовники» Pleurobrachia bachei похожи на медуз. Однако относятся они к совершенно отдельному типу беспозвоночных – гребневикам, широко распространенным по всему Мировому океану. Несмотря на кажущуюся примитивность, нервная система гребневиков достаточно сложна и имеет элементарный мозг, благодаря чему они к могут ориентироваться в пространстве, проявляя достаточно разнообразным формам движения и поведения. А некоторые из них вдобавок способны к биолюминесценции и выглядят просто шикарно:

ДНК морского крыжовника секвенировали ученые из группы заведующего Лабораторией эволюционной геномики в Институте общей генетики РАН Евгения Рогаева, вместе с коллегами из США и других стран. Результаты работы опубликованы в свежем номере журнала Nature.

Сравнение генома гребневиков с ДНК других животных показало, что отделились они достаточно давно – еще около 600 млн лет назад. Ученым удалось выделить почти 20 тыс. генов, кодирующих белки – одни из них распространены в животном царстве, другие уникальны для этих организмов.

Но, пожалуй, самой большой неожиданностью оказалось отсутствие у гребневиков генов, кодирующих рецепторы большинства нейромедиаторов – небольших молекул, обеспечивающих химическую связь между клетками нервной системы.

Из всего многообразия обычных для нас нейромедиаторов – глицин, адреналин, дофамин, серотонин и т.д. – нервная система «морского крыжовника» способна воспринимать лишь один, глутамат. Судя по всему, и нервная, и мышечная системы возникли у гребневиков независимо от основной массы животных.