Наука и технологии России

Вход Регистрация
26.02.14 | Наука и техника: Гуманитарные науки Виноградова Татьяна

Кино о науке

Я часто езжу по различным фестивалям, и редкий фильм мне по-настоящему нравится. Скучно смотреть современное документальное российское кино: ощущение, что из тебя вынимают душу, и ты являешься соучастником преступления. Хочу дать один совет начинающим режиссёрам: не гнаться за признанием, а быть свободным и глубже заглядывать в себя. Безусловно, молодость сопряжена с амбициями и честолюбием, а с возрастом вырабатывается сила привычки внутренней борьбы с гордыней. Именно тогда получается освободиться и по-настоящему самовыразиться, донести до зрителя все свои задумки.

Справка STRF.ru:
Вениамин Тронин, кинорежиссёр и сценарист. Член гильдии кинорежиссёров России и Союза кинематографистов России. Автор сценариев, режиссёр, оператор и художник игровых фильмов: «Дождь идет» (2001 г.), «В тот день был сильный клёв» (2002 г.), «Косари» (2004 г.) и многих других.

Тронин Вениамин Тронин: «Снять о науке с точки зрения просветительства – это и есть искусство»

По первому образованию я филолог, выпускник филологического факультета Горьковского государственного университета. Знания, полученные во время учёбы в университете, пригодились в моей режиссёрской деятельности. Как правило, я снимаю фильмы без сопроводительного текста за кадром. Как старый филолог, пытаюсь уйти от слова к изображению. Тогда и начинается настоящее кино.

С юности увлекаюсь творчеством Андрея Тарковского, и это уже навсегда. Действительно восхищают его работы, особенно такие, как драма «Зеркало», историческая кинодрама «Андрей Рублёв» и многие другие. 

Что касается становления меня как режиссёра, то не могу сказать, что какая-то конкретная киноработа повлияла на моё мировоззрение. Ведь личность формируется с детства, а ребёнку не важно насколько выдающийся фильм он смотрит или насколько гениальную книгу читает, – он запоминает яркие образы. Зачастую мы даже точно не помним сюжет, но у нас остаётся тёплое отношение. И это объяснимо: всё, что так или иначе сопряжено с детством, оставляет тёплые чувства. Помните, как у Александра Сергеевича Пушкина: «Что пройдёт, то будет мило».

Из моей фильмографии особую любовь питаю к самой первой картине – «Дождь идёт». Она меня воодушевила на дальнейшее творчество: фильм обсуждали именитые мастера киноискусства, было приятно слышать положительные отзывы о своём детище. Лента актуальна и сегодня: её показывают во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК), мне поступают звонки с вопросами о секретах съёмки. Фильм снят в жанре лирического стихотворения и являет собой пятиминутное действо. Однако это целостная картина, как с точки зрения драматургии – быстрый, цепляющий сюжет, так и с точки зрения чёткости прорисовки художественного образа. У работы «Дождь идёт» хорошая фестивальная судьба: «Знаки ночи» (Париж,2007 г.), Кинофорум стран СНГ и Балтии (Москва,2002 г.), «Святая Анна» (Москва,2002 г.).

За всю свою творческую жизнь я сделал только одно официальное посвящение киноработы: документальный фильм «Тётка» – продюсеру Желтухиной Наталье. Однако моя первая работа «Дождь идёт», хоть и неофициально, была посвящена моей горячо любимой супруге. Это кино о нас. Пять минут без слов, на одном художественном образе – исповедальная картина.

Если говорить о сегодняшних тенденциях развития документального кино, то они очень простые. Главный лейтмотив – идея того, что кино – это вообще не искусство, а развлечение. Если смотреть в специфическом ключе, то документальное кино является не чем иным, как движущимися картинками, сопровождающимися звуковым и музыкальным оформлением. Кино и начиналось как балаган. Вспомните братьев Люмьер, родоначальников кинематографа, ведь уже тогда кино представляло собой шоу. Прошло время, и сегодняшнее документальное кино – это блокбастеры. Киноиндустрия ориентируется на запросы и вкусы массовой аудитории, которая, в свою очередь, подчинена законам драматургии: нужно увлечь зрителя и представить интересную качественную картинку. Однако главный вектор развития сегодняшнего документального кино – развлечение аудитории.

Второй идеей развития документального кино является представление о единении кино и искусства. Тогда никаких мерок не существует и не может существовать.

Ведь когда вы слушаете утончённую музыку, например, Шнитке, вы не просто развлекаетесь, а совершаете совместное усилие с музыкантами. Так и кинематограф: есть для развлечения, а есть для осмысления, или страдания, если хотите. Ещё древние греки заметили, что человек нуждается в страданиях. То есть происходит катарсис – облегчение и переосмысление через преодоление самого себя.

Если развивать мысль о сегодняшних тенденциях документального кино, то важно отметить, что большинство режиссёров тяготеют к подаче телевизионного формата, то есть к нарезке кадров с закадровым голосом, который объясняет суть происходящего на экране. Или вставляют интервью между пейзажными и интерьерными зарисовками. Таких картин очень много.

Сегодня пик развития научно-популярного кино. Главная его функция – просветительская.

Снимают захватывающие видеоленты про жизнь насекомых, про перелёты, например, уток из Африки, про движение волн океана и «жизнь» других галактик. Научно-популярное кино сегодня действительно здорово снимают: с привлечением иностранных профессионалов и с использованием различных спецэффектов. Снять о науке с точки зрения просветительства – это и есть искусство.

Как развлекательное кино, так и научно-популярное надо делать на основе драматургических законов. Эти законы не придуманы, а извлечены из древности. Проницательные люди изучали жизнь и вычленяли из неё некоторые особые наблюдения. Потом они определили незыблемые вещи, без которых нельзя рассказать целостную историю. Невозможно войти в дом, если в нём нет стен. Зачастую этим пренебрегают, а когда погружаются в процесс, то понимают, что в постижении драматургии нет ничего сложного. Тогда и начинается свобода. А настоящая свобода – это и есть основа полноценной картины.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 3

Обсуждение