Новая сторона силы

В ходе серии экспериментов учёные Кембриджского университета выяснили, что на людей, неуверенных в себе и не удовлетворённых своим социальным положением, окружающий мир давит сильнее – порой в буквальном смысле.

Группа исследователей, которую возглавил психолог Юн Хи Ли (Eun Hee Lee), провела среди добровольцев анонимный опрос, в ходе которого выяснилось, какое положение они занимают в обществе и высока ли их самооценка. Затем те же добровольцы должны были поднимать ящики различного веса, после чего пытаться этот вес угадать. Оказалось, люди, считавшие себя «хозяевами жизни», в среднем называли значительно меньший вес, чем те, кто чувствовал себя «маленьким человеком», передаёт MedicalXpress.com.

Учёные уточняют, влияние положения и самооценки человека на его поведение уже было объектом многочисленных исследований. Но при этом авторы новой работы, опубликованной в издании Journal of Experimental Psychology, убеждены, что ими впервые обнаружена связь между уверенностью в своём высоком статусе и восприятием окружающего мира – люди, ощущающие власть над обстоятельствами и другими людьми, начинают иначе воспринимать физические объекты, с которыми они сталкиваются.

В ходе исследования были проведены три эксперимента, конечная цель каждого из которых участникам заранее не раскрывалась. Во время первого из них 145 участникам предложили оценить, насколько к ним применимы утверждения наподобие «я могу заставить людей себя выслушать». Целью было понять, как часто участники эксперимента в той или иной степени управляют поведением окружающих в повседневной жизни. Затем их просили поднимать ящики и пытаться угадать их вес. Как оказалось, наиболее «скромные» из людей, принимавших участие в эксперименте, чаще всего вес ящиков переоценивали.

Участникам второго эксперимента пришлось поднимать ящики дважды. В первый раз почти все они, пытаясь определить вес ящика, ошибались в большую сторону. Затем одним из них предложили сесть на кресло и положить один локоть на подлокотник, а другой на стол перед собой (то есть принять властную позу человека, управляющего положением), другим – постоять, опустив плечи и спрятав руки за спину. После подобной несложной манипуляции первые начинали угадывать вес ящиков более точно по сравнению с предыдущей попыткой, вторые же продолжили этот вес завышать.

68 участников третьего эксперимента должны были вспомнить моменты своей жизни, когда они чувствовали себя всесильными или бессильными, и сосредотачиваться на этих воспоминаниях, поднимая ящик. Результаты были в целом такими же, как и у двух предыдущих тестов, – вера в себя повышала точность, с которой люди называли поднимаемый ими вес.

Стоит отметить, что в английском языке существует слово power, которое, в частности, может означать как «власть», так и «физическая сила». Но, хотя в работе англоязычных авторов это слово является ключевым, их основной версией не является предположение, что эти понятия для человека взаимосвязаны, и чувство власти придаёт ему энергии. С точки зрения исследователей, дело именно в «тяжести» внешнего мира для того, кто властью не обременён. Авторы работы предполагают, что скорее человек, ощущающий, что он не контролирует ситуацию, чувствует себя ограниченным в ресурсах. Это заставляет его наделять большим значением те ресурсы, которыми он обладает, и поэтому ему кажется, что переносимые им предметы весят больше.

То, что настроение человека влияет на его восприятие реальности, было известно и ранее, но раньше речь шла преимущественно о страхе – склон горы кажется круче, если за спиной тяжёлый рюкзак, а тарантул – ближе, если чувствуешь исходящую от него опасность. Но теперь, как считают учёные, помимо страха в список чувств, формирующих нашу субъективную реальность, можно также включить веру в собственное превосходство.