Наука и технологии России

Вход Регистрация

Роболёты во сне и наяву

Учёные Инженерной школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) создают робототехнический комплекс для обработки композитных деталей вертолётов. Это упростит и удешевит производство. На трёхлетний проект будет потрачено свыше 400 миллионов рублей до 2015 года.

Справка:
Проект «Создание высокотехнологичного производства полимерных композитных деталей вертолётов в условиях ОАО ААК “Прогресс”» выиграл конкурс по Постановлению Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». Основная задача конкурса – стимулирование научной и образовательной деятельности в вузах и использование производственными предприятиями интеллектуального, научного потенциала вузов для внедрения наукоёмкого производства и развития инновационной деятельности в реальном секторе экономики

220 миллионов вкладывает Арсеньевская авиакомпания «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина. Вместе с ДВФУ она выиграла конкурс по 218-му Постановлению Правительства (кооперация вузов и бизнеса). Государство субсидирует ещё 185 миллионов.

Константин_Змеу
Константин Змеу

«В действующих сегодня вертолётах до 60% веса их корпуса занимает не металл, а полимерные композитные материалы. То есть предпринимаются попытки уменьшить вес вертолёта при сохранении прочностных и других его характеристик, – рассказывает Константин Змеу, завкафедрой технологий промышленного производства инженерной школы ДВФУ. – Проблема связана с обработкой этого композитного материала. Детали очень больших размеров – по семь метров, они представляют собой тонкую корку, выклеенную из композитного материала. Когда деталь стоит в вертолёте, то она прочная, привязана к его конструкции. Когда же она сама по себе, то бесформенная, нежёсткая. После того, как деталь снимают с болвана, она теряет всякую форму. Чтобы её дальше обрабатывать, нужно снова посадить на какую-то оснастку, которая вновь придаст ей жёсткость. В вертолёте несколько сотен таких деталей, под каждую нужен свой болван. Вся эта работа выполняется по большей части вручную. А это вредное производство – в основе полимерных композитных материалов может быть стекловолокно, углеволокно, смолы».

Учёные решают вопросы автоматизации этой обработки. Это большая совместная работа — в ней участвует несколько коллективов. Создаётся роботизированный комплекс, оснащённый техническим зрением и элементами искусственного интеллекта. Весь процесс можно будет осуществлять без участия человека. Какую бы форму не приняла деталь, робот сможет её обработать.

Разработка комплекса рассчитана на три года. В конце 2015 года работа должна завершиться. «Мы провели патентный поиск сроком в 20 лет. Прямых аналогов такому комплексу в мире нет, – говорит Константин Змеу. – Хотя подобные разработки ведутся в других институтах. Наука развивается параллельно. Поэтому вероятность того, что тебя кто-то опередит, всегда есть. Достаточно вспомнить историю с изобретением радио, до сих пор ведутся споры, кто был первым. Но мы надеемся на успех своего проекта».

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 5

Обсуждение