Танго чёрных дыр…

С помощью инфракрасного космического телескопа WISE (Wide-Field Infrared Survey Explorer) учёные Национального космического агентства США обнаружили в отдалённой галактике две сверхмассивные чёрные дыры, кружащиеся как в танце. Это позволит учёным проверить и развить теорию, в соответствии с которой крупнейшие чёрные дыры образуются в результате слияния чёрных дыр сравнительно небольших.

Для дальнейших наблюдений за движением двух чёрных дыр учёные воспользовались радиотелескопом ATCA (Australian Telescope Compact Array) в Нарраби и Южным телескопом Джемини в Чили. Астрономы заметили необычные процессы: например, джеты (выбрасываемые струи плазмы) от каждой из этих чёрных дыр изменяют свою форму под воздействием другой.

Танец_чёрных_дыр Примерно, согласно расчётам астрономов, так выглядит танец чёрных дыр. Изображение: NASA

«Мы думаем, что джеты одной из чёрных дыр вьются вокруг другой как во время танца с лентами, – говорит астроном NASA Чжао-Вэй Цай (Chao-Wei Tsai). – Если это так, то можно предположить, что эти чёрные дыры находятся близко друг к другу, а их гравитационные поля переплетены».

Необычные явления, в том числе уже упоминавшиеся джеты, ученые изначально пытались объяснить аномально высокой скоростью звездообразования. Однако недавние наблюдения заставили их предположить, что две чёрные дыры вращаются друг вокруг друга и готовы слиться воедино.

Процесс образования сверхмассивных чёрных дыр до сих пор во многом остаётся для учёных загадкой – например, недавно был поставлен под вопрос сам факт существования чёрных дыр промежуточных масс, которым отводится роль переходного звена между чёрными дырами, образовавшимися в результате взрыва звезды, и их сверхмассивными собратьями.

Так или иначе, существующие теории говорят в пользу того, что чёрные дыры увеличиваются в первую очередь за счёт слияния между собой. Однако на сегодняшний кандидатов в «парные» чёрные дыры, обречённые рано или поздно под действием сил гравитации стать одной, почти не обнаружено. При этом WISE J233237.05-505643.5, находясь в 3,8 миллиардах световых лет от нашей галактики, оказался самым отдалённым из таких кандидатов.

Предполагается, что на заключительном этапе слияния объединённая чёрная дыра породит гравитационные волны, которые в буквальном смысле всколыхнут пространство и время.

Теги