Наука и технологии России

Вход Регистрация

Беспилотное будущее

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) активно и уже давно применяются в военных целях и теперь, наконец, приходят на рынок мирной авиации. В чём причина такой экспансии, зачем нам нужны БПЛА и чего ждать в будущем – об этом и о перспективах своей компании на рынке беспилотников рассказывает Андрей Мамонтов, генеральный директор ООО «Аэроб» – резидента аэрокосмического кластера «Сколково».

Андрей_Мамонтов Андрей Мамонтов на МАКС-2013 (в центре)

За последние два года российский рынок беспилотников вырос почти в два раза. С чем это связано? С тем, что беспилотникам разрешили летать в гражданском беспилотном пространстве?

– Изначально в России был достаточно большой авиапарк гражданских техслужб для разведки, учёта и другими задач. Та же лесоохрана – там было огромное количество самолётов, которые смотрели за вырубками лесов, за пожарами. Была сельхозавиация – те самые кукурузники, которые орошали, опрыскивали поля от саранчи, наблюдали, где взошли всходы. Это была целая индустрия. Сейчас всего этого нет. Нужно восполнять потери, а это тяжело. Поэтому люди всё больше обращают внимание на беспилотные летательные аппараты, которые, конечно, на порядки дешевле. Сравните стоимость беспилотника и какой-нибудь Cessna. Ровно на нолик отличается! Плюс к этому беспилотные аппараты требуют меньше обслуживающего персонала.

То есть этот рост рынка в России – своего рода возвращение к истокам?

– Я бы не сказал. Здесь возникает множество новых уникальных задач. И почему мы говорим только о России? У нас этот закон вписали в воздушный кодекс только в 2010-м, а рост рынка идёт по всему миру. Причём эта тенденция связана не только с беспилотниками, но и с легкомоторной авиацией. Так что рынок растёт очень быстро: по-моему, уже только ленивый не запускает в воздух какую-нибудь штуку с мотором.

Беспилотник_Аэроб_4Д Беспилотник «Аэроб 4Д» в полёте. Фото: Aerob

От дачных участков до нефтепроводов

Вы рассказали о сельхозавиации, об охране леса. А где сейчас применяются беспилотники и где они могут применяться в будущем?

– Сейчас все приборы стали меньше и легче. Можно поднимать их в воздух и получать разноплановую, мультиспектральную информацию относительно объектов осмотра. Плюс всё это в высоком разрешении – у спутников около полуметра-метра, а у беспилотников 5–10 сантиметров. Поэтому можно с успехом проводить аэрофотосъёмку для отслеживания лесных пожаров, поиска пропавших людей, мониторинга экологической ситуации (незаконные вырубки, свалки, загрязнения). Сюда же относятся разнообразные военные задачи вроде поиска замаскированных объектов. Сейчас же большинство беспилотников используют для мониторинга труб в нефтегазовой отрасли.

Нефтегазовая отрасль – это огромные деньги. А может обычный человек купить себе беспилотник?

– Купить – это отдельный разговор. Точно могу сказать, что мы потихонечку, но одними из первых открыли направление по реализации услуг на базе беспилотных летательных аппаратов в частном секторе. Теперь предоставляем услуги по аэросъёмке с использованием наших систем и наших же людских ресурсов – это даёт начальные данные для 3D-моделирования земель под строительство, под сельское хозяйство.

Беспилотник_Аэроб_4Д

Требуются пилоты беспилотных летательных аппаратов

Давайте представим: проходит 20 лет. Где мы находимся? Что имеем? Беспилотники рассекают небо над Россией и мониторят лесные пожары с нефтегазопроводами?

– Будет больше! Гораздо больше. Я думаю, мы перейдём на полностью роботизированные системы не только в летательных аппаратах. Гугломобили уже ездят, и это факт. Получается, беспилотник наземного характера. А почему бы не быть беспилотным такси, автобусу. Одни наши хорошие друзья вообще делают системы управления для БелАЗов. Это уже беспилотные самосвалы. Всё стремится к тому, чтобы убрать человеческий фактор. Заменить его дешёвой «рабочей силой», мифическим искусственным интеллектом.

20 лет – это всё-таки совсем немного. Вспомним научно-фантастические фильмы… Где все эти звездолёты и прочее?

– Но это всё не фантастика. На том же МАКСе неоднократно среди больших начальников авиапрома поднимался вопрос: как бы нам перевести современные самолёты в режим беспилотников. Возьмём аэробус A380 – он по сути беспилотный. Пилот там выполняет минимальное количество действий. Он оператор, а большую часть времени самолёт летит на автопилоте. Человек там присутствует только для того, чтобы парировать эти внештатные ситуации. Центр ответственности. Центр принятия решений.

А кто подстрахует беспилотный аппарат на случай, например, зависания его программного обеспечения?

– Так сейчас если посмотреть по списку вакансий, то уже есть такие экзотические профессии, как «операторы беспилотных летательных аппаратов». Грубо говоря, пилоты беспилотных самолётов! Технологии беспрерывно совершенствуются. Вспомните, 15 лет назад у нас не было мобильных телефонов. Теперь есть. Теперь и Windows стала заметно реже падать. Технологии развиваются, становятся более доступными и надёжными. Теперь можно купить смартфон со сканером телеметрии, с перламутровыми пуговицами, с чем угодно. Скоро они будут за нас нюхать, смотреть и не знаю что ещё делать. То же самое с беспилотниками – здесь же, по сути, эквивалентный набор функциональности, электроники. Это всё дело входит в массы, набирает обороты. Новый гаджет – новый жизненный цикл!

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 1

Галереи

МАКС-2013: полёты

Самые интересные и эффектные кадры за 4 дня с шести точек съёмки. Автор выражает огромную признательность за организационную и техническую поддержку Марине Лысцевой и Сергею Мартиросяну, а также российскому представительству компании Canon в лице Константина Лейфера, Светланы Ханиной и Марии Стебаковой.

211 фото

Обсуждение