Терафлопсы в чаще

Суперкомпьютерный центр в новосибирском Академгородке помогает решить широкий спектр задач, от генетики до геофизики.

Суперкомпьютерный_центр_Новосибирский_Академгородок Расчёт удерживающего потенциала (МэВ) в плоскости двумерного электронного газа для кольцевого интерферометра, изготовленного в Институте физики полупроводников Сибирского отделения РАН

Центр был создан больше десяти лет назад. За последнее время его пиковая производительность резко выросла: в 2009 году она составляла 7,1 терафлопс, сейчас уже 116 терафлопс, через два года, возможно, вырастет до 170 терафлопс. (Терафлопс – величина, используемая для измерения производительности компьютеров, показывающая, сколько операций с плавающей запятой в секунду выполняет данная вычислительная система. Производительность один терафлопс означает один триллион операций в секунду.) Задачи решают 576 процессоров (2688 ядер) Intel Xeon Е5450/E5540/X5670, 80 процессоров CPU (X5670) (480 ядер) и 120 процессоров GPU – Tesla M 2090 (61 440 ядер).

Суперкомпьютерный_центр_Новосибирский_Академгородок Моделирование динамики двухфазной гравитирующей среды массивного околозвёздного диска

У суперкомпьютера около 160 пользователей, в основном из 19 академических институтов и 3 университетов. Около 10% процессорного времени занимают образовательные задачи, оставшееся принадлежит науке.

Заведующий центром Борис Глинский привёл примеры математических моделей, просчитанных на суперкомпьютере: распределение нефти в трещинах, гиперзвуковое обтекание плоскости пластины, расположенной поперёк потока, моделирование динамики двухфазной гравитирующей среды массивного околозвёздного диска.

Занятия в СУНЦ НГУ

Специализированный учебно-научный центр при Новосибирском государственном университете (в народе больше известен как ФМШ) был основан в 1963 году по инициативе академика Лаврентьева как специализированный интернат для старшеклассников с особой программой подготовки по физике и математике, к которым несколько позже добавились информатика, химия и биология. Здесь нет учителей, а есть профессорско-преподавательский состав. С утра идут пары с теорией, вечером – практикумы в лабораторных классах самого СУНЦ, а также в лабораториях НГУ и институтов СО РАН, благо в новосибирском Академгородке всё рядом. В этом альбоме – дневные занятия по химии, физике, математике и информатике. Дисциплина столь жёсткая, а тяга к знаниям столь сильная, что «фымышат» не отвлекает даже появление фоторепортёра.