Наука и технологии России

Вход Регистрация

Если IQ учёного ниже, чем у ребёнка

Некоторое время назад СМИ облетела новость о том, что по результатам одного из IQ-тестов 3-летняя американская девочка получила 135 балла, что, к слову, выше, чем у президента США. В среднем у учёных IQ составляет 125. Насколько можно доверять этим тестам? Для чего они проводятся и как используются их данные? На эти вопросы попыталась ответить на лекции «Споры об IQ-тестах» Ольга Семёнова, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, кандидат психологических наук.

Ольга_Семёнова
Ольга Семёнова

Понятие IQ – коэффициент интеллекта – ввёл известный немецкий психолог Уильям Штерн (1871–1930). В своё время он высказал предположение о том, что у человека есть не только биологический (хронологический), но и умственный возраст. И эти два возраста могут не совпадать. Возникла идея посчитать их соотношение – уже с начала XX века стали предприниматься попытки разработать специальные системы тестирования.

Путём многочисленных экспериментов было установлено, что средний интеллект человека – 100 баллов. 95% людей мира могут за определённое время решить в среднем от 70 до 130 задач из 200. И только 2,5% в состоянии справиться более чем с 130 заданиями. И примерно столько же – менее чем с 70. Первых считают одарёнными, вторых – умственно неполноценными. Те, кто попадает в границы от 70 до 130, хорошо адаптируются в обществе, могут овладеть какой-то профессией. Конечно, по своим способностям будут отличаться люди, которые решили 70 задач и 130.

Интеллект изучается уже около 100 лет. Учёные выяснили, что каждые 10 лет человечество умнеет – его средние показатели IQ повышаются на 3 балла.

Когда-то считалось, что интеллектуальные способности человека – величина единая и неизменная. Но позже произошло разделение на «твёрдый, или кристаллизованный, интеллект», то есть связанный с полученными в течение жизни знаниями и навыками, а также на «текучий, жидкий» – не зависящий от знаний и опыта. Некоторые исследователи считают, что это нужно учитывать, точно так же, как и то, какой материал используется в тестах – речевой, зрительно-пространственный, числовой. У одного человека могут быть развиты способности в одном направлении и совершенно не развиты в другом. Сейчас очень популярно разделение на вербальный и невербальный интеллект, что находит отражение в разных тестах.

Установлено, что у одного человека результаты разных тестов остаются примерно одинаковыми, различаясь на несколько десятых долей. Не может быть такого, чтобы в одном тесте у одного испытуемого показатель был 120, а в другом – 70. Хотя тесты сами по себе сильно отличаются, как и отношение к ним. Среди учёных есть мнение, что тесты должны содержать универсальные задания (например, графические – перемещать объекты, соединять из частей целое и т.д.), понятные для всех жителей Земли, а не только для тех, кто получили хотя бы минимальное образование.

На сегодняшний день один из самых популярных, особенно для диагностики детей, считается тест Векслера (Дэвид Векслер, 1890–1981). В нём задания разделены таким образом, что можно посмотреть вербальный и невербальный интеллект. Преимущества этого теста в том, что для него разработаны возрастные нормы, по которым можно сверить развитие ребёнка (соответствие его биологического и умственного возраста) каждые четыре месяца жизни.

От чего зависит IQ человека? На этот вопрос среди учёных сегодня нет однозначного ответа. Одни считают, от генетических факторов: интеллект наследуется, так что у ребёнка он близок к родительскому. Другие уверены – от социальных. Если ребёнок вырос в бедном районе, то его интеллект будет ниже, чем у тех, кто растёт в обеспеченном, культурно развитом обществе. Кроме того, отмечаются эффекты возраста (с годами в худшую сторону меняется «текучий» интеллект), окружающей среды (активно обсуждается влияние питания). Считается, что наилучшим образом сохраняет интеллект средиземноморская диета – много овощей, фруктов, морепродуктов, минимум жиров и углеводов.

Что могут оценить тесты? Способности к анализу и синтезу информации, сравнению, выявлению закономерностей, пониманию смысла (в том числе скрытого), к мысленным манипуляциям с объектами, логическим умозаключениям. Кроме того, тесты выявляют уровень осведомлённости и эрудированности. Безусловно, существует связь между интеллектом и способностью усваивать информацию. Вопрос в том, нужно ли считать эти понятия идентичными.

Результаты тестирования могут исказить разные факторы. В первую очередь – функциональное и психическое состояние: человек может быть нездоров, не выспался, находится в состоянии тревоги и т.д. А во вторую – степень подготовленности: испытуемого можно «натаскать» на выполнение интеллектуальных заданий.

«У меня есть ощущение, что современные школьники, сдающие ЕГЭ, не демонстрируют свой реальный уровень, – отметила Ольга Семёнова. – Они показывают то, к чему их хорошо подготовили. И, выходя в большой мир, быстро забывают полученные знания, а работать с информацией их не научили. Порой интеллект путают с набором знаний. Это большая проблема, которая наглядно сегодня проявляется в российской системе образования».

Как используют результаты тестов?

В последнее время очень популярным стало определение профессий, которые в состоянии освоить человек в зависимости от своего IQ.

Созданы даже списки средних показателей интеллекта в разных профессиях. Если в обществе доминирует представление: чем сложнее профессия – тем больше за неё платят, то в них показатель интеллектуального теста может предсказывать будущую зарплату человека.

IQ-тесты активно используются в науке – в социологических исследованиях, психологических. В клинике – некоторые психические заболевания имеют динамику интеллекта. Например, при шизофрении наблюдается снижение интеллекта.

Но всё-таки как в начале ХХ века, когда IQ-тесты стали появляться, так и сейчас основное их предназначение сводится к определению группы детей, которые не могут освоить общеобразовательную программу в школе. То есть с помощью тестов можно предсказать успешность обучения – выявить, с одной стороны, одарённых детей, а с другой – тех, у кого имеются отклонения в развитии интеллекта.

Родителям очень хочется, чтобы их дети были умными или самыми умными. Спрос рождает предложение. В результате появляется масса групп сверхраннего развития, где обещают научить полуторалетних детей читать, говорить на нескольких иностранных языках и т.д. Появилась тенденция очень рано отдавать детей в школу – с пяти лет. В практике Ольги Семёновой такие случаи встречались неоднократно. И это крайне негативно сказывается на детском здоровье.

Есть такое понятие, как физиологическая зрелость – способность выдерживать нагрузку (урок в 40–45 минут), – появляется она в возрасте между шестью и семью годами, что связано с созреванием определённых систем мозга, которые обеспечивают поддержание стабильной работоспособности. То же самое с вниманием, восприятием, памятью. К пяти-шести годам у ребёнка резко улучшается острота зрения. К этому же возрасту происходит полуростовой скачок – рост ребенка достигает 70% взрослого. Так что не надо пытаться загонять ребёнка в те рамки, до которых он ещё не созрел физически. Уровень IQ у него от этого не прибавится.

РЕЙТИНГ

3.58
голосов: 19

Галереи

Открытие 45-й Международной химической олимпиады школьников

16 июля 2013 года в Фундаментальной библиотеке МГУ состоялось торжественное открытие 45-й Международной химической олимпиады школьников, проводимой с 15 по 24 июля на химическом факультете МГУ. В церемонии приняли участие вице-премьер Ольга Голодец, ректор МГУ Виктор Садовничий, председатель МОК по химии Питер Воутерс и декан химического факультета МГУ, академик Валерий Лунин. В зале также присутствовал заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко. Торжественные речи перемежались концертными номерами, призванными, по задумке организаторов, продемонстрировать зарубежным гостям некоторую часть российской культуры. В этом году в олимпиаде, которая в РФ проходит в третий раз (предыдущие были в 1996 и 2007 годах), приняли участие команды 73 государств, ещё четыре представлены наблюдателями.

82 фото

Обсуждение