Наука и технологии России

Вход Регистрация

Копатели глубин, глотатели веков

Время ненасытно. Как ни бьются биологи над эликсиром бессмертия, как ни расплетают спирали нуклеиновых кислот, как ни принижают смерть до разряда излечимых болезней – а всё ж таки вряд ли достигнут успеха при живущих поколениях. И весь московский электорат без особого выбора будничной и суетливой толпой утечёт в лучший мир, словно в нутро вечернего метрополитена (хотя старшим будут уступать место чаще). А потом археологи энного века подивятся чудовищности наших языческих капищ: пучеглазому Петру и ленинскому зиккурату.

Пару тысяч лет назад идолы и погребальные курганы здесь были поскромнее. Пока в Афинах разглагольствовали лысый Сократ с упитанным Платоном, у нас тут густо строили крепостцы, а между ними – хуторки с деревеньками. Ещё раньше, в эпоху палеолита, когда Москва-река протекала по руслу нынешнего Ленинского проспекта, в окрестностях Нескучного сада жили самые что ни на есть коренные москвичи – по крайней мере никого древнее пока обнаружить не удалось.

Все эти подробности поведал журналистам в преддверии профессионального праздника Леонид Беляев, завсектором археологии Москвы Института археологии РАН.

Леонид_Беляев Леонид Беляев по роду занятий копает настолько глубоко, что черты его лица лучше передала бы не фотография, а парсуна

Продемонстрировав на экране что-то вроде глиняного фюзеляжа самолёта – загадочный предмет XVII века, недавно найденный в Новом Иерусалиме на Истре, – Леонид Андреевич предложил сыграть в угадайку: что на фото? Версии разнились: форма для выпечки хлеба? плафон для лампы? мышеловка?

Археологические_находки

Археологические_находки Загадочная глиняная вещица: то ли японский фонарь, то ли мышеловка

– На самом деле я не знаю сам, – вздохнул археолог. – Если дать волю фантазии, то сказал бы: перед нами японский фонарь. Мысль, казалось бы, совершенно дикая. Однако у патриарха Никона было немало восточной экзотики. Скажем, роскошная китайская шляпа в футляре японской работы. Скорее всего, она добралась до Руси на голландских кораблях, вместе с китайским чаем.

Вячеслав_Шварц_Патриарх_Никон
Вячеслав Шварц. Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре. 1867

Владыка-реформатор поглядывал в сторону продвинутых соседей, дали бы волю – вестернизировал Россию на церковный лад безо всякого царя-плотника. Новоиерусалимский монастырь, Никоново детище, превратился в огромную творческую лабораторию, этакое православное Сколково, куда с охотой набирали европейских мастеров: керамистов, художников, резчиков по дереву и металлургов. Именно там впервые на Руси стали делать керамические иконы. И даже провели водопровод: постепенно прививали чистоплотность.

Археологические_находки Одна из древнейших русских керамических икон с ликом Иисуса Христа. Из раскопок в Новом Иерусалиме

По словам Леонида Беляева, середина XVII века для России – переломный момент. Более древние находки носят индивидуальный характер, их «не увозят грузовиками, как древнюю керамику в Афинах». Но при Алексее Михайловиче русская культура превращается в цивилизацию. Людей окружает всё больше вещей. Раздолье для археологов!

Археологические_находки Форма для отливки креста, последняя четверть XVII века. Из раскопок в Новом Иерусалиме

Археологические_находки
Шуточная керамическая фляжка в форме книги. Из раскопок в Новом Иерусалиме

Археологические_находки

Археологические_находки
Бронзовый литой котёл из Филипповки

Раскопки в Новоиерусалимском монастыре продолжаются уже несколько лет. Исследователи постепенно вживаются в пейзаж. В их науке спешка ни к чему. Находок уже больше тысячи, в том числе полтысячи монет. Они помогают градуировать последовательность культурных слоёв. Самые древние предметы сохранились ещё с конца бронзового века: нож, каменная чаша, наконечник дротика размером почти с ладонь. Одна из новинок – шуточная фляжка в форме книги с буквами В-Л-Н-И – видимо, «владыка Никон». Должно быть, патриарх сочетал учёность с неравнодушием к огненной водице. Или обыкновенной проточной?

В целом год у российских археологов урожайный. То и дело затевают где-нибудь стройки и часто зовут специалистов на раскопки. Нередко удаётся опередить грабителей и браконьеров.

Продолжают приносить плоды огромные сарматские курганы под Оренбургом, вблизи сёл Филипповка и Прохоровка. Там уже найдено больше персидских предметов искусства и быта, чем в самом Иране. Недавно обнаружены золотые украшения, обильно декорированное зеркало и бронзовый литой котёл.

Гвоздь сезона – долгожданные раскопки в Твери. Целая свита церквей в центре города до сих пор оставалась неизученной. В тридцатые годы большевики разобрали собор XVII века, возведённый на месте собора XIII века, по всей видимости, первого из каменных храмов, построенных после татаро-монгольского нашествия. До сих пор о нём не было никаких сведений. Важно узнать, как он выглядел: среди прочего эта информация поможет понять, как развивалась московская архитектура той эпохи. Облик двух городов во многом был схож, хотя Тверь и Москва представляли два разных лагеря и долго соперничали за первенство в Северо-Восточной Руси, сердце современного государства, «золотом треугольнике» между верховьями Волги, Окой и верховьями Днепра. Сейчас изыскания в самом разгаре. Предстоит решить настоящий археологический ребус, ведь никаких камней не сохранилось, причём кое-что разобрали ещё до революции.

Ещё одним важным событием года Леонид Беляев назвал принятие поправок к закону о памятниках культурного наследия. По его словам, общество и государство постепенно поворачиваются к археологам лицом:

– Церковным и светским властям древности нужны для самоидентификации. Они понимают: кто контролирует прошлое, тот контролирует и будущее. Конечно, жаль, что нас не пускают в Кремль. Монастырская археология – тоже сложная в политическом отношении область. Общаться с церковными структурами не всегда удобно. Однако в последние годы они чаще идут нам навстречу. Надеюсь, мы ещё не раз сможем прочесть сообщения, посланные средневековыми монахами в будущее, хотя они думали не о нас, а о Боге.

Археологические_находки Саркофагообразное надгробие XVIII века из Зачатьевского монастыря на Остоженке

Одну сенсацию года Леонид Андреевич всё-таки обошёл вниманием – завершение многолетних раскопок на Триумфальной площади. Корреспондент STRF.ru осторожно поинтересовался мнением эксперта на сей счёт. Тот с недовольной миной назвал находки малоинтересными с научной точки зрения и постарался свернуть тему. А ведь какие любопытные вещицы там обнаружились! Театральные билеты бурных 1960-х годов, томатные банки и бутылки XIX века, когда задолго до визита Воланда в первопрестольной открылось первое варьете, и даже трёхсотвековые подковы и чесала для лошадей…

Археологи вполне могут заключить с одним неуёмным литератором пакт: пусть и дальше назначает народное вече в потенциально нашпигованных кладами местах. Есть шанс расширить аудиторию. Да и потомки точно не забудут.

РЕЙТИНГ

3.53
голосов: 17

Галереи

Тайны православной Москвы

Учёные Института археологии РАН нашли в земле Зачатьевского ставропигиального женского монастыря остатки старинных белокаменных надгробий, келий, многочисленных предметов быта, а также кресты и цепи для «умерщвления плоти». Все эти артефакты станут частью коллекции строящегося в подземной части монастыря музея, который поможет лучше узнать московскую православную жизнь XIV-XIX веков. (http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=33113)

38 фото

Змей – великий и ужасный. Из коллекции Государственного исторического музея

Змея с древних времён вызывала у людей священный ужас. Она олицетворяла смерть и бессмертие. Змей опоясывал земной мир или обвивался вокруг мирового древа. Змея искушала, но и охраняла от врагов. Её яд убивал, но и лечил. Пестроту образов змеи в древней культуре демонстрируют экспонаты Государственного исторического музея. В конце альбома – портреты некоторых сотрудников музея, помогавших журналистам STRF.ru

28 фото

Обсуждение