Учёные выяснили происхождение панциря черепахи

Группа американских исследователей из Йельского университета и Национального музея естественной истории доказала, что своим панцирем современные черепахи обязаны рептилии Eunotosaurus africanus, передаёт «Газета.Ru» со ссылкой на журнал Current Biology.

Eunotosaurus africanus – небольшое ящерообразное животное с короткими и очень широкими рёбрами, образующими подобие спинного щита. Оно обитало в Южной Африке примерно 260 миллионов лет тому назад (пермский период). Впервые останки этого эунотозавра были обнаружены палеонтологами в последней четверти XIX века, а совсем недавно на территории ЮАР нашли его несколько скелетов.

Американские исследователи решили подробно изучить находки и пришли к довольно нетривиальным выводам. Так, выяснилось, что у эунотозавра и двух древнейших из известных науке видов ископаемых черепах – одонтохелиса и проганохелиса – есть ряд одинаковых особенностей, среди которых особенно примечательны девять пар Т-образных рёбер, наросты на перихондральном костном кольце и особые дыхательные мускулы.

«Получив в своё распоряжение полный скелет эунотозавра, мы смогли сделать поразительные находки! Строение его рёбер вполне соответствует нашим теориям об эволюции панциря. Однако самые поразительные открытия впереди: срастить более пятидесяти костей в панцирь значит полностью изменить и систему вентиляции лёгких. А объяснить такое очень непросто: подобные изменения шли миллионы лет», – рассказал руководитель исследования Тайлор Лайсон.