Наука и технологии России

Вход Регистрация

Куй музей, не отходя от кассы

Вот и свершилось: на конкурсе проектов Музейно-просветительского центра МГУ и Политехнического музея победил тандем MASSIMILIANO FUKSAS Architetto из Италии и SPEECH из России. (Об архитектурном соперничестве подробнее можно прочесть в нашем материале «Наука пускает шипы и пузырится».) Любопытная деталь: бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов» – генпроектировщик градостроительной документации «Сколково». Беспардонная деталь: один из основателей и до недавнего времени руководящий партнёр бюро – главный архитектор Москвы 35-летний Сергей Кузнецов. Он и возглавлял жюри конкурса. Трогательно, не правда ли?

Титанический айсберг покроют медными листами

Новое здание намерены возвести к 2017 году, предварительно стройку оценивают в 180 миллионов долларов. (Напомним: все средства – частные, но имена сердобольных спонсоров пока неизвестны.) На Воробьёвых горах обещают во всей полноте разместить коллекции Политеха, распахнуть галерею Science-Art, научное кафе, научную гостиную, открытые творческие лаборатории и три лекционные аудитории на 1000, 400 и 200 мест, причём те две, что побольше, лёгким движением руки смогут превратиться в кинозалы… В среднем вакханалия интеллекта за рабочий день должна привлечь почти 10 тысяч человек, за 140 дней – 1,372 миллиона. Между прочим, крупнейший музей естествознания и техники в Мюнхене ежегодно посещает всего миллион человек. Но наших инноваторов это не смущает.

По словам авторов, их айсберг символизирует «торжество развития информационных технологий». В каком-то плане это верно: он выгодно смотрится лишь на экране монитора. Или с верхних этажей университетского небоскрёба. Мы-то знаем: важна не слава среди черни, а взгляд одного-единственного истинного ценителя, к тому же с математическим складом ума и богатым пространственным воображением…

Пётр Мирошник, координатор движения «Архнадзор», видит в облике нового здания лишь пародию на архитектуру:

«Нынешний проект освоения “новой территории МГУ” – версия старых проектов, предполагавших в этом квадрате застройку вполне парадную; при Сталине – различные версии шоссе от Кремля в аэропорт Внуково, при Хрущёве – правительственный квартал, куда должно было переехать из Кремля советское правительство.

В композиции этой части города здание МГУ было не центром, а “одной из бусин, нанизанных на нитку”. Сегодня из элементов этой большой композиции сохранны МГУ, Лужники, два проспекта – Вернадского и Мичуринский. Подробности можно посмотреть в моей статье “Потерянное шоссе”.

Реализуемый сегодня проект, даже если не обращать внимания на архитектуру, оставляет участок в статусе периферии главной территории МГУ.

На мой взгляд, архитектура в победившем проекте не лучше и не хуже других конкурсантов – абстрактное искусство неопределённого уровня, выдающее себя за архитектуру. А уместность такого здания на этом участке можно было бы обсуждать тогда, когда участок как целое был бы как-то распланирован. А распланирован он был очень условно: углы ближе к метро “Университет” и Мичуринскому проспекту отдали Батуриной, середину – МГУ».

Денис_Ромодин
Денис Ромодин сомневается в объективности конкурса, компетентности жюри и разумности проекта-победителя

Денис Ромодин, куратор архитектурного интернет-проекта «СовАрх», айсбергом обескуражен:

«Итоги навевают сомнения относительно объективности конкурса и компетентности жюри. На мой взгляд, у других конкурсантов были гораздо более интересные и проработанные проекты. Они учитывали характер этой местности. Нынешний проект смотрится довольно эффектно, но сложен в исполнении, требует качественных материалов, он достаточно дорогостоящий.

Основной минус – здание ориентировано на проспект, на большое пространство, а его там не существует: музей задвинут между большим жилым комплексом и территорией МГУ, спроектированной ещё архитектором Григорьевым. Площадь перед зданием абсурдна: там слишком мало места. Кроме того, на пересечении двух проспектов у станции метро «Университет» планируется эстакада. Она просто заслонит музей. Там сейчас сложная транспортная ситуация, в будущем даже планируют расширить проспект Вернадского. Всё это надо учитывать.

Мне ближе всего датский проект, похожий на трамплин: он эффектнее остальных в плане человеческого восприятия, он рассчитан на людей, к тому же вход располагается не со стороны проспекта. Яйцеобразный проект Фаршид Муссави тоже достаточно интересен: он мог разбавить жуткую неказистую архитектуру Григорьева и хорошо смотрелся бы со всех сторон».

В чреве айсберга разместятся учёные и студиозусы, под ним – прозрачное публичное пространство

Консультантом конкурса выступил Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Его представитель Денис Леонтьев сообщил нам следующее:

«Технический анализ проектов вели две группы экспертов. Одна из Российской академии строительных наук, вторая – наши немецкие коллеги. Эксперты оценивали здания с точки зрения конструкции, эксплуатации, инженерных систем. Российские коллеги сочли победивший проект одним из самых проработанных и реализуемых. Они оценивали риск того, что предложенная конструктивная схема не будет изменена на следующих стадиях и, как следствие, не исказится образ здания. Всего критериев было около двадцати, в том числе стоимость проекта и пожарная безопасность – один из ключевых моментов. Проекты смотрели не только инженеры, но и транспортники.

Проект победителя поделён на две части: нижняя – целиком прозрачное публичное пространство, открытое круглые сутки, а над ним – так называемая скала. Внутри неё лаборатории и другие аудитории для постоянных посетителей здания: учёных, музейщиков, студентов и преподавателей МГУ. “Скала” будет облицована медью с патиной – красивая, благородная вещь. В районе Пречистенской набережной недавно построен жилой дом Copper House – там используется близкий материал».

На вопрос о конфликте интересов Денис отвечать отказался и даже удивился, как он в принципе мог возникнуть, ведь «юридически там всё грамотно», а за дальнейшими разъяснениями перенаправил непосредственно к единому в двух лицах Сергею Кузнецову.

Не знаю, как вам, а мне вспоминается уже не Чехов, а Есенин: «Куй, кузнец, рази ударом, пусть с лица струится пот. Зажигай сердца пожаром, прочь от горя и невзгод! Закали свои порывы, преврати порывы в сталь и лети мечтой игривой ты в заоблачную даль»…

РЕЙТИНГ

4.20
голосов: 5

Галереи

Переезд Политехнического музея

Московский Политехнический музей 9 января 2013 года закрылся для посетителей на масштабную реставрацию с частичной реконструкцией. На время ремонта его экспонаты, фонды и библиотека разъезжаются по другим музеям и хранилищам, где они будут доступны посетителям и специалистам спустя некоторое время. 15 января директор музея Борис Салтыков дал масштабную пресс-конференцию, после которой журналистам продемонстрировали, как же именно происходит подготовка к транспортировке: как описывают и пакуют экспонаты и библиотечный фонд, что делается для их учёта и сохранности с учётом аналогичного мирового опыта, и даже как выкатывают автомобили из полуподвальной экспозиции, на примере Ford T «Жестяная Лиззи» 1927 года выпуска.
Музей для посетителей и библиотека для читателей должны открыться в обновлённом здании на Новой площади 1 января 2018 года.

26 фото

Обсуждение