О проекте КонтактыВакансии Реклама Подписка Конкурсы STRFБаза данныхФорум Видео Фотогалерея Искусство науки - 2014Пользователям
RSS
СВЕЖИЕ НОВОСТИ Звёздный час Коуровской обсерватории | Два ключа российской науки

Энергоэффективность от «Лиотеха»


Σ Горбатова Анна

Недавно с группой журналистов я побывала на новосибирском заводе компании «Лиотех», производящем литий-ионные аккумуляторы большой ёмкости. Они обладают высокой плотностью энергии, широким температурным диапазоном и длительным сроком эксплуатации, до десяти лет. О тонкостях их производства и сферах применения нам рассказал директор завода Игорь Чапаев.

Игорь_Чапаев
Игорь Чапаев: в третьем квартале 2013 года на заводе планируется запуск новой линии производства литий-ионных аккумуляторов ёмкостью 50 и 100 ампер-часов
Справка STRF.ru:
Завод по производству литий-ионных аккумуляторов запущен 8 декабря 2011 года. Проектная мощность – 400 миллионов ампер-часов. ООО «Лиотех» – портфельная компания ОАО «Роснано». Китайская компания Thunder Sky Energy, участник проекта, предоставила свои технологии по сбору аккумуляторных батарей. Объём инвестиций в проект составил 13,58 миллиарда рублей; доля «Роснано» – 7,59 миллиарда. Внешний инвестор – Сбербанк России. В НИОКР по развитию технологий участвует Институт химии твёрдого тела и механохимии СО РАН, разработавший наноструктурированный катодный материал – литий-железо-фосфат (LiFePO4). Этот материал позволяет достигать лучших характеристик отечественных аккумуляторов по сравнению с китайскими. Партнёры завода – ОАО «Новосибирский завод химических концентратов» и ОАО «ТК ТВЭЛ», которые вскоре начнут поставлять «Лиотеху» катодные и анодные материалы

Облачившись в белые халаты, мы пошли осматривать завод площадью 40 тысяч м2. Основные детали литий-ионных аккумуляторов (ЛИА) – анодные и катодные электроды. Катод наносится на алюминиевую фольгу, анод – на медную фольгу. Производственные линии расположены напротив друг друга, и детали «встречаются» в одной точке, где их сортируют на разные группы и собирают вместе «через сепараторные материалы». Так образуется «ядро аккумуляторной батареи», пояснил Игорь Чапаев. Затем ядро сушится в вакуумных печах, после чего происходит приваривание крышки к аккумулятору и заполнение аккумулятора электролитом. Итоговая операция – формовка ЛИА, то есть его зарядка и разрядка определёнными циклами. Каждый цикл занимает около 20 часов. Тут же происходит контроль технических параметров: внутреннего сопротивления, ёмкости и т.д.

Основные детали литий-ионной батареи


Не так-то просто поднять аккумулятор весом 26 килограмм

Основные преимущества ЛИА, по словам директора завода, – большое количество циклов зарядки и разрядки (от 3 до 5 тысяч), возможность быстрой зарядки (до 20 минут), отсутствие процедур обслуживания и эффекта памяти, экологичность и безопасность. В настоящее время на заводе производится три типа аккумуляторов: 240, 380 и 770 ампер-часов. «Лиотех» – самый большой в России завод по серийному производству литий-ионных батарей. Есть подобные производства и в оборонке, но там изготавливаются относительно мелкие партии.

Аккумуляторы предназначены для использования на всех типах электротранспорта (автомобили, автобусы, троллейбусы); запас хода достигает 350 км после одной зарядки. В Новосибирске по маршрутам уже ходят два троллейбуса на ЛИА, а в недалёкой перспективе по городу будут ездить электробусы. Учитывая, что некоторые российские города уже приняли программы по переходу на экологически чистый общественный электротранспорт, спрос на продукцию «Лиотеха» будет только расти. Кстати, и по самому заводу разъезжает белый электромобиль, на котором прокатился один из журналистов.

Электромобиль для заводских нужд

Ещё одна область применения ЛИА – в качестве накопителей энергии на электростанциях, железнодорожном транспорте, в ЖКХ. В ночное время можно аккумулировать «дешёвую» энергию и отдавать её в сеть в периоды пиковых нагрузок. ЛИА также незаменимы как резервные источники бесперебойного питания для особо важных объектов, например больниц, или на Севере в сочетании с дизель-генераторами, куда порой трудно подвести сетевую энергию. «Аккумуляторы позволяют накапливать довольно большие мощности, и время их включения минимально», – уточнил директор завода. Также накопители энергии нужны для страховки там, где вырабатывается солнечная и ветровая энергия; сегодня солнце или ветер есть, а завтра – нет.

Рабочих на завод, как сказал Игорь Чапаев, стараются набирать молодых, со средним техническим и высшим образованием. На 1 января 2013 года их численность составила 466 человек. Работа в две смены по 12 часов.

Одна из заводских линий «Лиотеха»

Вопросами маркетинга и сбыта завод не занимается, это – прерогатива головной компании, расположенной в Москве. Значительная часть продукции пока идёт в Китай, но ситуация вскоре может измениться. Известно, что технический совет инновационного центра «Сколково» одобрил внедрение системы накопления энергии для ЖКХ на аккумуляторных батареях «Лиотеха». Такую систему мощностью 150 кВт собираются установить в новом жилом комплексе, возводимом ГК «Ренова» в районе «Академический» Екатеринбурга. Заинтересовались энергоэффективными технологиями и в Татарстане. Не исключено, что поставлять комплектующие для производства ЛИА начнёт «Татнефтехиминвест-холдинг», а продукцию завода будут закупать для строящегося IT-города «Иннополис». Одна из восточноевропейских стран также рассматривает возможность закупки накопителей энергии у «Лиотеха».

В третьем квартале 2013 года на заводе планируется запуск новой линии производства литий-ионных аккумуляторов ёмкостью 50 и 100 ампер-часов, сообщил Игорь Чапаев. На проектную мощность 100 миллионов ампер-часов в год эта линия выйдет в 2014 году.


Теги: Стратегия развития науки и инноваций в России



РЕЙТИНГ

4.86
голосов: 7


ДРУГИЕ НОВОСТИ

Галереи
Производство конечной продукции на заводе «Микрон» 17 февраля 2012 года на зеленоградском заводе «Микрон» была запущена производственная линия по проектным нормам 90 нанометров. Это позволяет заводу производить микропроцессоры, микроконтроллеры, модули памяти, SIM-карты и специализированные микроэлектронные модули любого назначения, включая особое и космическое. Производственный цикл занимает около трёх месяцев, поэтому до конца весны 2012 года память с маркировкой «Сделано в России» увидеть не удастся, но что пока можно посмотреть, как появляются билеты московского метрополитена, складские радиометки, чипы для банковских карт и загранпаспортов. 33 фото



Новости

Великая Отечественная война в судьбе моей семьи II ЕЖЕГОДНАЯ ВЫСТАВКА РОБОТОТЕХНИКИ И ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Великая победа великой страны Наножурнал


STRF.ru на Facebook
Последние события

Теги