Наука и технологии России

Вход Регистрация

Сглаз долой, из кожи вон

По китайскому календарю год Змеи наступит только в феврале, но мы решили разузнать всё о змеях загодя. Как говорится, строй плотину до потопа. К тому же тут у нас толком не разберёшь, какое на дворе тысячелетье и куда крутить стрелки. Из кибернетического далёка кидает в сумерки Средневековья. Вот и мы перед каникулами решили отвлечься от мегананолабораторий и отправились в недра тысячелетий. Там тоже таится немало сенсаций. Хотите знать, как Геракла соблазнила полуженщина-полузмея? Почему подурнела Медуза Горгона? С кем в родстве трёхголовый Горыныч? Читайте очерк по итогам посещения Исторического музея.

Наталья_Шишлина Наталья Шишлина поведала о сакральной связи змей и женщин

Если вы ещё не окончательно перешли на безнал, то каждодневно хоть краем глаза, а глядите на святого Георгия, расплачиваясь монетами с чеканкой московского герба. Сей стёршийся не только на копейках, но и в душах образ витязя, поражающего змея, насчитывает уже как минимум пять тысячелетий.

– Что подарила миру и человечеству эпоха бронзы, когда пастушеские племена осваивали евразийские степи? Что с тех пор осталось в нашем обществе навсегда? Это не только умение обрабатывать металл, но и миф о герое. Лишь в эпоху бронзы на историческую арену впервые выходят герои, совершающие подвиги, – говорит Наталья Шишлина, заведующая отделом археологических памятников Исторического музея.

Один из подвигов описывает сотворение мира. Змей Вритра имел наглость похитить солнце и улёгся на поверхности Мирового океана, укусив себя за хвост. В схватку с чудищем вступил всадник по имени Индра. Победив змея, он дал начало мирозданию. Из ничего родилась Вселенная. Подробности можно найти в «Авесте»:

И поразил он Змея
Трёхглавого Дахаку

Трёхпастый, шестиглазый,
Коварный, криводушный,
Исчадье дэвов, злой,
Могущественный, сильный,
Он сделан Анхра-Манью
Сильнейшим быть во Лжи
На гибель всего мира,
Всех праведных существ.

Золотое_кольцо_из_могильника_Ергени_в_Калмыкии
Золотое кольцо середины III тысячелетия до нашей эры из могильника Ергени в Калмыкии. Экспонат Государственного исторического музея

Символ змеи, кусающей свой хвост, постоянно возникает в индоевропейских пластах более позднего времени. Самый известный – змей скандинавской мифологии Ёрмунганд. Он опоясывает земной мир, Мидгард. Внутри кольца – освоенное пространство, снаружи – неосвоенное. Наследие ведического мифа сохранилось и в русских народных сказках. Можно сказать, что Змей Горыныч – дальний потомок Вритры.

Глотая свой хвост, змея побеждает линейное время. Она не боится смерти. Наши предки издревле заметили, что змеи меняют кожу, и решили, будто бы они рождаются заново. Первобытного человека мучила зависть и недоумение: «Почему я умираю, а противная рептилия нет? Наверное, она похитила у меня бессмертие». Задолго до создания Библии, в XXII веке до нашей эры, эта догадка отражена в «Эпосе о Гильгамеше», где змея крадёт цветок вечной жизни:


К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из-за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его – «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Гильгамеш возвратился, крикнул проклятье,
Сел потом и заплакал…

Молоточковидные_булавки
Молоточковидные булавки – амулет степных племён эпохи бронзового века. Экспонаты Государственного исторического музея

Ветхозаветный символ змия-искусителя, обвивающего древо познания добра и зла, тоже не из пустоты возник. Об этом свидетельствуют молоточковидные булавки-обереги, по мнению историков – метафоры мирового древа. Впервые оберег возник в начале III тысячелетия до нашей эры и оставался в моде ещё примерно лет 400. До половины стержня костяные и бронзовые булавки покрыты орнаментом. Очень часто геометрический узор напоминает кожу змеи.

Булавку носили на ремешке – скорее всего, на поясе. После смерти её нередко втыкали в землю. Особенно часто такие амулеты находят в могилах молодых женщин или детей в прикаспийской и ростовских степях. Всего их найдено больше 200.

Иногда в степных погребениях эпохи бронзы находят самих змей. Какие-то попали туда случайно: просто зимовали под землёй, пережидали холода, свернувшись в клубок. Но был и ритуал погребения: змеи обвивали шею умершего.

Булавки-обереги Историки полагают, что булавки-обереги символизировали мировое древо. Экспонаты Государственного исторического музея

Змея провожала умерших в загробный мир. Она жалила и потому олицетворяла смерть. Её изображали на топорах и кинжалах, желая усилить мощь оружия. Клинки даже смазывали ядом. В Историческом музее есть кинжалы из Костромской области и Приуралья. Рукоять второго украшена изображениями лосей из мира небесного и змей из подземного, хтонического мира. Обе находки учёные связывают с так называемым сеймино-турбинским феноменом, переплетением двух культур. Кроме того, изображение змей можно увидеть на массивных бронзовых гравированных топорах IX–VIII веков до нашей эры, артефактах кобанской культуры, найденных на Северном Кавказе.

Бронзовые_гравированные_топоры Бронзовые гравированные топоры IX–VIII веков до нашей эры. Артефакт кобанской культуры, Северный Кавказ. Изображение змеи должно было усилить мощь оружия. Экспонат Государственного исторического музея

– Змея – животное хтоническое, жительница подземного мира, она связана со смертью. На топоре ей самое место, – шутит Александр Машинский, хранитель фонда Кавказа Государственного исторического музея.

Александр_Машинский Александр Машинский: «Змее на топоре самое место»

Но змеи не только отнимали, но и спасали жизни.

– В погребении XXVI века до нашей эры из могильника Темрта в Ростовской области мы нашли скелет человека, на чьих костях сохранилась татуировка змеи. Ему было 40–50 лет. Для первобытности очень солидный возраст, почти старческий, – рассказывает Наталья Шишлина. – Когда мы стали расчищать погребение, антрополог увидел, что левая нога умершего была сломана, он был хромой. На малой берцовой кости образовалась костная мозоль. Именно там на кожу и был нанесён рисунок. В Эрмитаже после экспертизы заявили: такого быть не может, но это произошло. Рисунок на коже перешёл на кость и сохранился. Видимо, татуировку нанёс знахарь, лечивший больного и змеиным ядом, и традиционным для первобытности методом – татуировкой, передав в рисунке змеи её силу и мощь и желание помочь соплеменнику.

Змея была символом врачевания и у древних греков. До сих пор мы видим этих пресмыкающихся на эмблеме аптеки. Тут наследие античности. Жезл бога Асклепия был увит змеями. По легенде, однажды к Асклепию заползла змея. Он убил её. Тут приползла вторая змея, стала лизать раны первой. Та ожила. Тогда Асклепий понял пользу змеиных ядов.

Денис_Журавлёв Денис Журавлёв поведал нам о мелодрамах Античности

– Античность – единственное общество, кроме Индии, может быть, где змеи были домашними животными. Они ловили мышей, как наши кошки. Естественно, змей как таковых не боялись. К ним относились хорошо. Змей надевали на шею в качестве украшения. Хотя греки знали, что змеи бывают ядовитыми, и прекрасно понимали, каких змей надо опасаться, каких – не надо, а какие полезны в лечении, – комментирует Денис Журавлёв, старший научный сотрудник отдела археологии Государственного исторического музея.

Змеи для греков всегда связаны с миром богов. Гера посылает змей убить младенца Геракла, и он душит их в колыбели. Афина Паллада послала змей убить троянского прорицателя Лаокоона. Она же превратила в жуткое чудовище ни в чём не повинную милую девушку Медузу Горгону только из-за того, что та в храме Афины имела неосторожность подружиться с Зевсом.

Медуза_Горгона Медуза до и после превращения. Почувствуйте разницу! Золотые нашивные бляшки на одежду – не только украшение, но и амулет против сглаза и недоброго умысла, ведь от взгляда Горгоны каменеют. Экспонаты Государственного исторического музея

Другая мелодраматичная история связана с Гераклом. Гоня быков Гериона, он прибыл в неприветливую страну скифов. Там его застали непогода и холод. Впрочем, предоставим слово Геродоту.

Закутавшись в свиную шкуру, Геракл заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы – полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя – змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла…

Якобы_змеееногая_богиня_Вакханка
Якобы змеееногая богиня. На самом деле – вакханка. Северное Причерноморье, I век нашей эры. Экспонат Государственного исторического музея

Проявив свойственное всем красавицам коварство, полузмея прижила от Геракла трёх сыновей. Младший из них стал родоначальником всех скифских царей.

Одну из находок на территории Северного Причерноморья долгое время считали изображением гражданской жены Геракла, однако всё оказалось гораздо запутаннее, почти как в детективе.

– Змееногой богини в сохранившейся иконографии нет вообще, – сообщает Денис Журавлёв. – Учёные много лет считали, что в одной руке девушки отрубленная голова, в другой меч. На самом деле это абсолютно не так: меча никакого нет, а за отрубленную голову приняли театральную маску. Оказалось, это участница представлений в честь бога Диониса. Вместо ног у неё не змеи, а побеги, как у растения. Образ родился в древнейшей иранской мифологии и был весьма популярен в античном обществе: женщина, пускающая отростки, по-немецки Rankenfrau. Можно даже разглядеть на её ногах когти грифона. Но змеи тут, увы, ни при чём.

Вот так: иногда правда открывается после одного пристального взгляда. Потому и мы вам желаем в будущем году держать ухо востро и, главное, не уподобляться пресмыкающимся. Пореже глазеть в землю и почаще – в небеса.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 16

Галереи

Змей – великий и ужасный. Из коллекции Государственного исторического музея

Змея с древних времён вызывала у людей священный ужас. Она олицетворяла смерть и бессмертие. Змей опоясывал земной мир или обвивался вокруг мирового древа. Змея искушала, но и охраняла от врагов. Её яд убивал, но и лечил. Пестроту образов змеи в древней культуре демонстрируют экспонаты Государственного исторического музея. В конце альбома – портреты некоторых сотрудников музея, помогавших журналистам STRF.ru

28 фото

Обсуждение