Поляна на Марсе и смерть от Амура

К 2030 году с космодромов Байконур и Восточный будут стартовать ракеты на кислородно-водородном топливе со стартовой массой от 2050 до 3200 тонн, несущие полезную нагрузку в 95–150 тонн. А уже к 2016 году ракеты с двигателями на жидком кислороде и керосине массой до 500 тонн будут выводить в космос грузы до 15 тонн. Об этом заявил глава РКК «Энергия» Виталий Лопота на 7-м Международном аэрокосмическом конгрессе. Он проходит с 26 по 31 августа в Шуваловском корпусе МГУ.

Виталий_Лопота
Виталий Лопота назвал Марс «комфортной для колонизации поляной»
Лопота Виталий Александрович – президент, генеральный конструктор ракетно-космической корпорации «Энергия», член-корреспондент РАН по отделению проблем машиностроения, механики и процессов управления, член Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, доктор технических наук

Конструктор напомнил, что советская ракета «Энергия», созданная в конце 80-х годов, имела эффективность выведения полезного груза 4,3%. Сегодня эффективность ракет-носителей «Союз» и «Ангара» не превышает 2,7%. Но уже в ближайшие 5–7 лет Россия в кооперации с Украиной и Казахстаном может повысить этот показатель до 3,5% и быть наравне с США.

Виталий Лопота отметил, что объём мирового космического рынка сопоставим с объёмом рынка природных ресурсов и составляет 290–300 миллиардов долларов. Доля России в нём – около 2% (примечательно, что год назад Виталий Александрович говорил о 0,5%). По космическим расходам наша страна на четвёртом месте. Первенство принадлежит Соединённым Штатам – 70% мирового рынка. В 2009 году США на гражданский и военный космос потратили 62–64 миллиарда долларов, а все остальные страны – Россия, Китай, Евросоюз, Канада, Япония – израсходовали в общей сложности в три раза меньше: 21 миллиард долларов.

Общей для всех государств целью на ближайшие 50 лет руководитель ракетно-космической корпорации назвал покорение Красной планеты:

Точки_Лагранжа
Точки Лагранжа

– Температура на Венере – около 500 оС, атмосферное давление превышает земное почти на два порядка. Никакой живучести там нет. Марс гораздо комфортнее: атмосферное давление в сто раз меньше земного, в грунте – обилие льда. В общем, неплохая «поляна» для задач колонизации. А цепочку планет ледяной группы за Марсом обсуждать с прикладной точки зрения не имеет смысла: существовать там человек не сможет.

«Перевалочной базой» на пути к Марсу станет международная станция в одной из точек Лагранжа системы Земля-Солнце. Там притяжение планеты и звезды уравновешивает центробежная сила. Сейчас в точках Лагранжа L1 и L2 работают астрофизические обсерватории.

После создания базы следует выбрать дальнейший приоритет – либо покорение Луны, либо изучение и ликвидация астероидной опасности. Для нашей планеты опасны три семейства астероидов, чьи орбиты проходят вблизи земной. Они названы по именам типичных представителей: Амур, Аполлон и Атон. К первой группе относятся астероиды, орбиты которых в перигелии, ближайшей к Солнцу точке, почти касаются орбиты Земли, приближаясь к ней ближе, чем на 7,5 миллиона километров. «Аполлонцы» и «атонцы» опаснее: их перигелии лежат внутри земной орбиты.

Миссия Curiosity

Марсоход Curiosity за два земных года должен собрать информацию для ответа на сакраментальный вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?». Есть на борту ровера и российский прибор «Динамическое альбедо нейтронов» для поиска воды в грунте Красной планеты.