Посадка на Марс: 7 минут ужаса

В понедельник 6 августа в 10:30 по московскому времени на поверхности Красной планеты должен совершить посадку марсоход Curiosity – «Любопытство», сообщает сайт sci-lib.com. За один марсианский или почти два земных года аппарат соберёт данные, которые, возможно, позволят ответить на сакраментальный вопрос, не потерявший актуальность со времён «Карнавальной ночи»: так есть ли жизнь на четвёртой от Солнца планете?

Марсоход_Curiosity
Марсоход Curiosity – робот химик и геолог

Спуск

Этап спуска и посадки обещает стать самым напряжённым моментом миссии Mars Science Laboratory. В NASA его называют «семью минутами ужаса» – за это время аппарат должен снизить скорость с 21 тысячи км/ч до нуля в автоматическом режиме. До Земли сигнал от Марса идёт 14 минут: инженеры только-только зафиксируют вход в атмосферу – а вездеход уже 7 минут будет обживаться на планете. Или туда обрушатся его обломки? Ответ вы можете узнать в прямом эфире: NASA TV откроет трансляцию уже с 7:30 по московскому времени.

За 10 минут до входа марсолёта в атмосферу он сбросит перелётную ступень. Через минуту двигатели малой тяги остановят вращение аппарата – два оборота в минуту – и развернут его так, чтобы спереди находился тепловой щит. Затем аппарат сбросит два вольфрамовых груза массой 75 кг, чтобы переместить центр масс, расположенный на оси стабилизации вращения.

Точка входа в атмосферу запланирована на высоте 131 км над уровнем поверхности и на 630 км западнее места посадки в кратере Гейла у подножия шестикилометровой горы. По мере спуска космический аппарат будет постепенно двигаться на восток. Серия S-образных манёвров позволит скорректировать ошибки математического моделирования и преодолеть напор марсианского ветра.

По мере приближения к планете аппарат ждут чудовищные перегрузки и адский перегрев. Максимальное ускорение аппарата превысит ускорение свободного падения на Земле в 15 раз. А температура теплового щита уже через 75 секунд после входа в атмосферу достигнет пика и составит 2100 °C.

Через четыре минуты после входа атмосферу аппарат сбросит ещё шесть вольфрамовых грузов, чтобы сместить положение центра масс обратно на ось симметрии. Затем на высоте 11 км раскроется сверхзвуковой парашют. Скорость аппарата в этот момент будет около 405 м/с.

Через полминуты аппарат отбросит тепловой щит, а прибор Mars Descent Imager начнёт видеозапись.

Ещё через 85 секунд на высоте 1,6 км аппарат отбросит парашют. Включатся восемь тормозных ракетных двигателей с регулируемой тягой. Они замедлят скорость спуска до 0,75 м/с. Она будет сохраняться до самой посадки.

Спуститься на двигателях до самой поверхности не удастся – иначе огромное облако пыли повредит чувствительную аппаратуру. Эту проблему решит манёвр «небесный кран»: марсоход спустят на семиметровых нейлоновых стропах. Затем посадочная ступень отлетит в сторону, чтобы упасть по меньшей мере в 150 м от марсохода.

Тактико-технические характеристики

Длина марсохода Curiosity около 3 метров, масса – 900 килограммов. Он в два раза длиннее и в пять раз массивней своих предшественников Spirit и Opportunity, запущенных в 2003 году. В отличие от них, Curiosity будет нести оборудование для сбора и обработки образцов горных пород и грунта. За сутки он способен проехать 200 метров, преодолевая препятствия высотой до 65 сантиметров.

Электропитание марсохода обеспечит радиоизотопный генератор мощностью 110 ватт. Он производит электричество из тепловой энергии, образующейся при радиоактивном распаде плутония-238. Запасов должно хватить на один марсианский год – 687 земных суток.

Связь обеспечат спутники-ретрансляторы на марсианской орбите.

Миссия

Главная научная цель межпланетной экспедиции – определить, насколько условия в окрестностях посадки благоприятны для микробной жизни.

Установленный на руке-манипуляторе фотоаппарат будет делать снимки сверхкрупным планом, фиксируя детали тоньше человеческого волоса. Мачтовая камера на высоте человеческого роста будет транслировать цветное видео.

Газовый хроматограф, масс-спектрометр и спектрометр с перестраиваемым лазером позволят идентифицировать органические соединения и сделать выводы об истории гидросферы и атмосферы Марса. Анализ минералов в горных породах и грунте осуществит аппарат рентгенофлуоресцентного анализа и рентгенографии. Ещё один прибор будет облучать образцы грунта альфа-частицами, чтобы определить, какие химические элементы там содержатся. Также Curiosity измерит уровень радиации, атмосферное давление, температуру, влажность, скорость ветра и уровень ультрафиолетового излучения.

Есть на марсоходе и российский прибор – Dynamic Albedo of Neutrons. Он измерит уровень водорода под поверхностью планеты на глубине до одного метра. Эти данные позволят судить, есть ли на Красной планете вода или лёд.

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге

Государственный музей истории космонавтики – первый в мире и крупнейший в России музей космической тематики. Первый камень в фундамент здания заложил 13 июня 1961 года Юрий Гагарин. В создании музея непосредственное участие принимал также Сергей Королёв. Для посетителей музей открылся в 1967 году, с 1979 года имеет статус научно-исследовательского учреждения. С 1966 года проводятся научные чтения памяти К.Э. Циолковского. В экспозиции музея представлена история развития космической техники от первых фантазий до космических аппаратов 1990-х годов. Кроме того, в состав ГМИК входят Дом-музей Циолковского и Культурный центр имени А.Л. Чижевского в Калуге, и музей-квартира Циолковского в Боровске.