Наука и технологии России

Вход Регистрация

«Дело в шляпе»: креативные техники в действии

Не так часто можно встретить современные издания писем и черновиков гениальных людей вместе с рисунками, которые сопровождали их тексты, в то время как графические изображения они использовали чаще, чем мы можем себе предположить. Речь идёт далеко не только о художниках вроде Леонардо да Винчи, для которых использование рисунков вполне логично, а о писателях – Пушкине, Лермонтове, Тургеневе и даже о протопопе Аввакуме. Для чего им понадобились иллюстрации, если для выражения мыслей и создания образов писателю достаточно хорошего текста?

Лекция_Дениса_Букина_Искусство_науки_2012

Денис Букин, психолог компании Empatika, считает, что гениальные люди «думали рисунками» и, независимо от таланта к рисованию, делали наброски, чтобы лучше ориентироваться в своих текстах. Рисункам, по его мнению, сегодня уделяется недостаточно внимания, в то время как они способны развивать креативность не только у детей, но и у взрослых. А каким ещё образом можно развивать креативное мышление?

C основами креативности Денис уже познакомил гостей международного фестиваля «Искусство науки – 2012» на прошлой неделе, и на этот раз в FAQ-cafe зашёл разговор о конкретных креативных техниках, которые можно применять и в работе, и в повседневной жизни. Своё выступление Денис начал с игрового упражнения: «Для креативной команды необходима атмосфера игры и доверия друг другу». Затем он не стал возвращаться к часто используемой технике Brainstorm («мозговой штурм»), которую использовал на прошлой встрече, а перешёл сразу к наиболее интересным и менее известным.

Первая креативная техника, представленная Денисом, – составление интеллектуальной карты. В её основе лежит «нейронообразная» сетевая структура, в которой «всё связано со всем». Она работает ассоциативно, как и человеческий мозг, и позволяет собрать наиболее полную информацию по заданной проблеме. Главное правило интеллектуальной карты: в центре должен располагаться запоминающийся образ, вокруг – яркие цвета и рисунки: «Мы запоминаем то, что эмоционально окрашено, – поясняет Денис. – Некоторые люди, так называемые синестетики, способны нюхать звуки и ощущать музыку». Таков богатый мир ассоциаций, не ограничивающийся словами и зрительными образами.

К каждому такому образу или тезису в интеллектуальной карте необходимо найти не более 7 ассоциаций, поскольку человек способен держать в фокусе внимания в среднем 7 предметов. Именно поэтому Денис советует записывать 11-значный номер телефона, разделяя его пробелами, скобками или дефисами, чтобы тот легче воспринимался: «Попытка навести порядок позволяет удержать в голове многое».

Интеллектуальная карта – как раз один из методов наведения порядка в голове, на листе бумаги и в решении глобальной проблемы. Автором современной модели карты считается британский психолог и писатель Тони Бьюзен, хотя вдохновлялся он, по собственному же признанию, более ранними авторами.

На первый взгляд интеллектуальная карта (или диаграмма связи) может показаться всего лишь детской игрой, но её используют в корпоративной культуре такие компании-гиганты, как Boeing, а это уже говорит о чём-то серьёзном. Тем более что первый известный случай использования подобной схемы отмечен ещё в III веке н. э.: древнегреческий философ Порфирий из Тира изобразил в виде древа концепцию категорий философии Аристотеля. Сама природа, лучший пример креативности, строится по образу и подобию интеллектуальной карты: процесс эволюции можно изобразить в виде куста с множеством ответвлений – но никак не таблицы.

Денис уверяет: в формате интеллектуальной карты легче конспектировать книги, планировать речь и запоминать большой объём информации. Однако это не единственная техника, которая помогает человеку сойти с привычной тропы и выйти на креативный путь. «Чтобы возникло обходное русло, требуется плотина, затор», – вторую технику Денис называет «уходом от привычного способа мышления». «Плотину» можно создать искусственно, и одним из помощников в этом может стать таблица Алекса Осборна, предлагающая 10 пунктов для креативной работы с искомой проблемой. Сокращённо они выглядят так: использовать иначе, привести аналогии, изменить признаки, увеличить, уменьшить, заменить, передвинуть, сделать наоборот, комбинировать, трансформировать.

Денис поясняет, как работать с таблицей, на примере московских пробок: как можно использовать их иначе? – например, для чтения или просмотра кино, для освещения улиц фарами (если пробки вечерние) и тому подобное. Составление таблицы – длительное занятие, но достаточно эффективное. Нечто похожее предлагает (но уже в 40 пунктах) теория решения изобретательских задач Генриха Альтшуллера.

Лекция_Дениса_Букина_Искусство_науки_2012

Уйти от стандартных решений помогут и «карточки с идеями» – в России о них ещё мало кто слышал, а вот в Британии и США такими карточками не стесняются пользоваться даже писатели. Они позволяют мышлению неожиданно перестроиться, вызывают разнообразные ассоциации, «освежающие» мысли. Почти по такому же принципу строятся гадания на картах Таро: на основе предлагаемых карточек каждый строит собственные ассоциации.

Третья креативная техника, предлагаемая Денисом, – бисоциации: метод решения проблем через комбинацию разных идей, казавшихся ранее несовместимыми. Бисоциации применяются в бионике (или биомиметике), активно используемой сегодня в нанотехнологиях. Один из ярких примеров прошлого – архитектор Антонио Гауди, гений биомиметики и креативности, который при проектировании и строительстве опирался на формы и структуры, взятые у природы. Например, в соборе Святого Семейства в Барселоне он использовал колонны, копирующие стволы гигантских деревьев.

Наконец, ещё одна техника известна под названием «Шесть шляп мышления», её автор – Эдвард де Боно. Она призвана структурировать любую умственную деятельность, поэтому её легко применять и в командной работе над проектом, и в индивидуальной работе над статьёй или важным документом.

Рецепт довольно прост: необходимо надевать шляпы различных цветов (конечно же, мысленно) и высказывать свою точку зрения в соответствии с избранным цветом. Белая шляпа предполагает сухие факты, зелёная создаёт креативные идеи, жёлтая указывает на плюсы, чёрная – на минусы, красная позволяет выразить эмоции, а синяя управляет процессом свысока: это шляпа модератора. Иногда для необходимого заряда креативной энергии достаточно использовать только 2–3 цвета.

Все эти техники можно применять и в решении элементарных бытовых проблем, однако в завершение семинара Денис Букин предупредил, что это не панацея, а только стимул к креативному мышлению – каков будет результат, зависит полностью от тех усилий, которые человек будет готов приложить, и от его желания преодолеть своё стандартное мышление и сложившиеся привычки. Кстати, если верить исследованиям, для смены привычки требуется 20–25 дней. Не слишком большое усилие, не так ли?

РЕЙТИНГ

4.30
голосов: 10

Галереи

Семинары Дениса Букина 19 и 26 мая

Семинары по креативным техникам прошли в рамках фестиваля «Искусство науки – 2012». Денис Букин, психолог из компании Empatika, рассказал о некоторых приёмах, развивающих творческий потенциал человека и умение решать задачи

8 фото

Обсуждение