Телескоп JEM-EUSO доставят на МКС в 2017 году

Орбитальный широкоугольный оптический телескоп JEM-EUSO доставит на МКС в 2017 году японский космический грузовик HTV с помощью ракеты HIIB. Телескоп будет размещён на одном из стыковочных узлов экспериментальной платформы KIBO. Масса телескопа и сопутствующих приборов – около 2 тонн.

Орбитальный_широкоугольный_оптический_телескоп_JEM-EUSO

Об этом STRF.ru рассказал Михаил Панасюк, директор НИИ ядерной физики МГУ имени М.В. Ломоносова, входящий в исполнительный совет проекта JEM-EUSO.

Основная научная цель проекта – исследование космических лучей предельно высоких энергий (>1019 эВ) внегалактического происхождения. Экспериментальные данные с наземных установок не могут дать однозначного ответа о природе заряженных частиц со столь высокими энергиями. Нет точной информации ни об их химическом составе, ни об энергетических характеристиках. Также не известны астрофизические объекты, ответственные за их генерацию, а также сами механизмы ускорения вещества до столь высоких энергий.

Кроме того, JEM-EUSO позволит узнать больше о транзиентных свечениях атмосферы Земли. Транзиентные всплески света в ультрафиолетовом диапазоне обладают значительной энергией (до 106 Дж). Их причины до конца не ясны. Как полагают учёные, подобные явления – последствия высотных электрических разрядов или результат взаимодействия релятивистских частиц – электронов – с атомами и молекулами атмосферы.

Прикладной частью проекта JEM-EUSO станет исследование метеорного вещества и космического мусора по их световым трекам в атмосфере Земли.

В состав коллаборации JEM-EUSO входят более 250 учёных из Японии, США, Южной Кореи, Мексики, России, Франции, Германии, Италии, Польши, Испании, Швейцарии.

Российские специалисты осуществят модельные расчёты функции отклика детекторной системы телескопа на ультрафиолетовые треки космических лучей предельно высоких энергий, а также примут участие в разработке и изготовлении механической конструкции телескопа, включая выдвижной механизм. Ряд элементов JEM-EUSO пройдёт тестирование в космическом эксперименте «Ломоносов».

Специальная астрофизическая обсерватория РАН

Специальная астрофизическая обсерватория РАН расположена в Карачаево-Черкессии – возможно, место не столь удачное для наблюдений за Вселенной, как чилийская пустыня или Канарские острова, однако невероятно живописное. В этой галерее – снимки далёких галактик, мини-академгородок Нижний Архыз и окрестности обсерватории.