Наука и технологии России

Вход Регистрация

Воспитание философией

Взгляды Иммануила Канта по-прежнему актуальны, считают сотрудники одноимённого института в Калининграде. На основе идей автора «Критики чистого разума» они собираются «повысить рациональность российского общества» и разрешить межнациональные и межрелигиозные конфликты на нашей многострадальной планете.

Алексей_Саликов
Алексей Саликов: «Платон хотел когда-то, чтобы правителями были философы. Мы на это не претендуем. Но мы хотели бы, чтобы к нам хотя бы прислушивались, как, впрочем, и к другим учёным»

Иммануил_Кант
Иммануил Кант. Фото Артёма Савченко
Справка STRF.ru:
Саликов Алексей Николаевич, заместитель директора Института Канта (научно-образовательного центра Балтийского федерального университета), кандидат философских наук. Один из участников проекта «Концепция роста рациональности мышления и деятельности в современном российском обществе на основе достижений западноевропейской и российской науки» в рамках федеральной целевой программы «Кадры»

Расскажите, пожалуйста, об Институте Канта. Как он возник?

– Философское наследие Канта изучается в нашем вузе ещё с конца 1960-х, и на данный момент Балтийский федеральный университет (БФУ) является признанным центром изучения Канта не только в России, но и за рубежом. В 2008 году в университете было создано особое научно-исследовательское подразделение – Институт Канта, что стало, по сути, оформлением де-юре уже де-факто сложившегося коллектива учёных, объединённых интересом к философии Канта и исследовательскими подходами к её интерпретации. В состав института вошли как известные специалисты (например, Л. А. Калинников, И. Д. Копцев, В. Н. Брюшинкин, И. С. Кузнецова), так и молодые учёные. В институте образованы исследовательский отдел, состоящий из сектора наследия Канта и сектора межкультурной коммуникации, и отдел популяризации кантовского наследия, в чью структуру входят сектор просветительской работы и библиотека. В университете исследуют современное значение философии Иммануила Канта, изучают восприятие философии Канта в различных культурах, рассматривают перспективы использования идей и положений кантовской философии для решения глобальных проблем современного развития человеческого общества, осваивают аргументацию в кантовских текстах и выявляют основания культур в ходе их компаративистского анализа с применением методов теории аргументации.

Интерес к наследию Канта в наше время растёт или падает?

– Кант в Калининграде – культовая фигура, один из символов города, поэтому интерес к его философии и всему, что связано с его жизнью и творчеством, стабильно высок и продолжает расти. Существует давняя традиция в день рождения и день смерти Канта читать публичные лекции о его философии. На протяжении почти сорока лет их проводит профессор Леонард Александрович Калинников. Кроме того, в последние годы в лектории восстанавливаемого Кафедрального собора Кёнигсберга дважды в месяц с популярными лекциями о философии Канта и культуре Кёнигсберга выступает профессор Ирина Сергеевна Кузнецова.

Лекции пользуются успехом?

– Конечно, идеи Канта достаточно сложны для восприятия неподготовленной публики. Для того чтобы увлечь слушателей, рассказ о философии Канта сочетается с небольшим концертом старинной музыки. Такие философско-музыкальные встречи пользуются большой популярностью у калининградцев и гостей города, посещающих Кафедральный собор, у стен которого и похоронен великий философ.

Если верить аннотации проекта по целевой программе, ваша цель – «повышение уровня рациональности современного российского общества». Не слишком ли амбициозная задача?

– Если быть точнее, цель нашего проекта – разработка такой теоретической концепции рациональности, практическое применение которой привело бы к повышению уровня рациональности современного российского общества.

Мы не обещаем сделать российское общество рациональным – с этой титанической задачей нашему небольшому коллективу справиться было бы явно не по силам, но мы предлагаем теорию, благодаря которой эта задача могла бы быть решена.

Предлагаемая нами концепция коммуникативной рациональности, в которой рациональность понимается как группа условий, налагаемых на человеческую коммуникацию, позволяет чётко различить рациональную и иррациональную компоненту человеческого мышления и практического действия и отображать меняющееся соотношение этих компонентов человеческой деятельности за счёт варьирования этих условий. Такой подход оригинален, и его осуществление для отдельных областей деятельности (убеждение и аргументация, нравственная деятельность, политическая деятельность, образование) не имеет аналогов.

Теория, как говорил Мефистофель, суха. Вы намерены прививать её к древу жизни?

– Здесь многое зависит от воли политиков и чиновников, всех тех, кто стоит у руля власти в нашей стране. Платон хотел когда-то, чтобы правителями были философы. Мы на это не претендуем. Но мы хотели бы, чтобы к нам хотя бы прислушивались, как, впрочем, и к другим учёным. Уверен: одного этого хватило бы для повышения уровня рациональности в нашем обществе.

В проекте «показана возможность воздействия рациональных установок кантовской философии религии на особенности разрешения межрелигиозных и международных конфликтов в современном мире». Неужели идеи кёнигсбергского профессора разрубят все гордиевы узлы актуальной политики?

– В системе Канта истинная религия полностью соответствует требованиям практического разума, то есть морали. Поэтому в делах религии чрезвычайно важно сохранять способность пользоваться своим собственным умом, осознанно оценивать своё поведение. А так как моральные ценности обладают общечеловеческой значимостью, то следование добру, ориентация на моральное содержание религии открывает путь к разрешению конфликтов, обусловленных религиозными противоречиями. Ориентация на моральный идеал, общий всем людям, способствует разрешению сложностей в межкультурной коммуникации, возникающих на религиозной почве, снимает остроту межрелигиозных конфликтов через апелляцию к общечеловеческим моральным ценностям.

Но как обстоят дела с воплощением утопии?

– Кантовские идеи показали свою значимость, способствуя диалогу между представителями разных конфессий, проживающих в Калининградской области. Например, в 2010 году состоялась экуменическая научно-исследовательская конференция, посвящённая книге Бенедикта XVI «Введение в христианство». В мероприятии приняло участие не только католическое духовенство, но и представители лютеранских общин Калининграда, православные священнослужители и светские учёные, в числе которых был старший научный сотрудник Института Канта доцент С. В. Луговой. В конце прошлого года директор Института Канта профессор В. Н. Брюшинкин по приглашению издательства «СМИ Экспертов» выступил ведущим круглого стола «Религиозные конфессии и современное общество», в котором участвовали православные, католические и мусульманские священнослужители, а также представители иудейской общины. Материалы круглого стола были опубликованы в региональной газете «Юристы и недвижимость». Мы продемонстрировали возможность конструктивных дискуссий между адептами разных религий.

Владимир_Брюшинкин_Леонард_Калинников_Иван_Копцев У могилы мыслителя. Слева направо: директор Института Канта профессор Владимир Никифорович Брюшинкин, президент Российского кантовского общества Леонард Александрович Калинников, переводчик трудов Канта профессор Иван Демьянович Копцев. Фото А. Г. Пушкарского

Кант полагал, что человеку свойственно стремление к благу. Однако эпоха была далека от идиллии: Семилетняя война, Французская революция, наполеоновские походы... Реки крови и тонны злобы. Нет ли тут парадокса?

– Кант понимал благо как предел желаний, как удовлетворение всех человеческих потребностей. Для него благо – это цель, к которой от природы стремятся все люди, но, однако, никогда её не достигают в нашем несовершенном мире. Так как понятие блага сложное, комплексное, необходимо попытаться выявить его структуру. По Канту, в благе есть компоненты, связанные с удовольствием, с пользой и с добром. Эти компоненты часто друг другу противоречат, отсюда и войны, преступления, зло. Однако поскольку практическим разумом обладает каждый человек, постольку все мы можем постоянно работать над собой, становиться лучше, добрее. Кант верил, что с течением времени добро будет играть всё большую роль в жизни людей, моральный прогресс будет способствовать уменьшению числа войн, наступлению вечного мира, люди всё ближе и ближе будут оказываться к счастью, хотя, повторюсь, целиком и полностью достичь блага во всём, по Канту, невозможно.

Несколько слов о молодых участниках проекта. Каков их вклад?

– В проекте, на данный момент его реализации, задействованы 18 студентов и 14 аспирантов. Студенты разрабатывают проблематику проекта при написании курсовых и дипломных работ, участвуют в составлении анкет по рациональности, проводят социологические опросы. Кроме того, студенты могут поучаствовать в НИР: у них есть возможность написать курсовые работы по тематике научного проекта НОЦ. В рамках работы над проектом на данный момент уже написано 25 курсовых и 11 дипломных работ. Многие начали сотрудничество с НОЦ, будучи студентами, и продолжают заниматься научными исследованиями уже на уровне аспирантуры. Аспиранты в контексте тематики проекта пишут научные статьи, готовят кандидатские диссертации и успешно их защищают (на данный момент успешно защищены четыре кандидатские диссертации, на май этого года запланирована защита ещё одной работы).

Чем юношество привлекает философия?

– К сожалению, многие приходят к нам просто получить высшее образование – неважно какое, ориентируясь в своём выборе прежде всего на сравнительно невысокий проходной балл. Однако за время обучения значительная часть молодёжи настолько проникается философским духом, что уже не раскаивается в своём выборе. Студенты старших курсов и аспиранты отмечают в философии такие значимые для них черты, как способность утешать в сложных жизненных обстоятельствах, придать жизни смысл.

Философия учит быть собой в своей жизни, даёт возможность заниматься научным творчеством, а по мере её изучения возникает исследовательский интерес.

Каков тренд среди молодых: остаться в науке или расстаться с ней?

– Многие из наших выпускников с удовольствием продолжили бы свою научную карьеру. К сожалению, занятие наукой в нашей стране не может обеспечить сколь-нибудь сносный уровень жизни, поэтому молодёжь в своём большинстве предпочитает стать «офисным планктоном» или «менеджерами» и получать вполне приемлемую по меркам региона зарплату (которая, кстати говоря, намного больше оклада университетского профессора), чем заниматься наукой и не иметь никаких перспектив на достойное будущее.

Чем Институту Канта помогла программа «Кадры»?

– Дала реализовывать давно задуманное исследование. Так как проблема изучения рациональности чрезвычайно сложна, её невозможно разрешить без консолидированных усилий учёного сообщества. Средства программы помогли создать на базе Института Канта исследовательский коллектив, способный решать самые сложные задачи, привлечь к совместной работе студентов старших курсов, выпускников и аспирантов специальности «философия» БФУ имени Канта. Молодые исследователи получили неоценимый опыт планирования и осуществления собственных научных разработок, научились работать в большом коллективе, получили навыки коллективной научной работы. Несомненно, проект помог сплотиться сотрудникам Института Канта и привлечённым специалистам с кафедры философии. Также мы отшлифовали методики эффективного документооборота, сопутствующего успешной реализации проекта. Молодые участники осознали, что даже в нынешние нелёгкие для российской науки времена можно осуществлять научные исследования и получать за свою работу достаточно приличное вознаграждение. Другое дело, что современный учёный должен не только уметь проводить научные исследования, но и обладать определёнными навыками проектного менеджмента. Надеюсь, участие в нашем проекте помогло молодым людям это понять.

Легко ли было выиграть конкурс?

– Удалось лишь со второй попытки, и это учитывая довольно большой опыт коллектива Института Канта в проектной деятельности. Для победы в конкурсе, как и для составления отчётов уже в ходе реализации проекта, нам пришлось поработать с довольно сложной системой документации. Мнение по этому поводу неоднозначное: с одной стороны, многочисленные параметры, конечно, позволяют удостовериться в оправданности вложенных в проект средств и подтвердить качество научной продукции. Жёсткие временные рамки отчётов сослужили прекрасную службу – благодаря им мы постоянно находились в поисках наиболее эффективных форм организации исследовательской работы нашего коллектива. В итоге это поспособствовало укреплению профессиональных и человеческих связей среди участников проекта. Однако трудоёмкость многостраничной отчётной документации отнимает слишком много времени у реальной научной работы, не оставляет простора исследователям, не позволяет корректировать ход реализации проекта, дополнять его новыми интересными решениями.

Как, на Ваш взгляд, можно привлечь молодёжь к гуманитарным исследованиям?

– Очень просто: поднять финансирование науки до приемлемого уровня. Здесь даже не нужны какие-то огромные зарплаты. Во всём мире учёные зарабатывают меньше предпринимателей и топ-менеджеров. И это справедливо, так как бизнес связан с финансовыми рисками. Но учёному нужно дать возможность сосредоточиться на науке, чтобы он не думал о том, где и как можно заработать деньги. Ситуацию, когда доктор наук вынужден подрабатывать по вечерам частным извозом, чтобы прокормить своих детей, я не могу назвать нормальной.

Возможно, приведёте в пример западные стратегии?

– При нынешнем финансировании отечественной науки ни одна зарубежная модель не будет работать. На Западе привлечение молодёжи в науку происходит при помощи большого количества фондов и стипендий. Таким образом, поддерживаются наиболее перспективные проекты, наиболее талантливые молодые учёные. Молодёжь, в свою очередь, приобретает большой опыт проектной деятельности, учится не только проводить научные исследования, но и планировать свою научную деятельность, представлять её результаты, вести документацию и так далее. Стипендии на Западе обычно достаточно большие, чтобы молодые учёные могли жить на них и проводить научные исследования, не отвлекаясь на подработки. Хотелось бы, чтобы и у нас было больше фондов и стипендий, которые могли бы оказывать достойную поддержку нашим молодым учёным. В то же время подрастающее поколение должно учиться проектному мышлению, ориентироваться на реализацию своих замыслов в виде проектов, начиная с первоначальной идеи, разработки плана исследования, путей реализации этого плана, определения сферы применения результатов проекта – вплоть до конечного продукта (книги, статьи, доклада, презентации). Сегодня без соответствующих навыков проектного мышления и проектного менеджмента вряд ли возможна успешная научная деятельность в гуманитарных науках.

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 7

Галереи

Специальная астрофизическая обсерватория РАН

Специальная астрофизическая обсерватория РАН расположена в Карачаево-Черкессии – возможно, место не столь удачное для наблюдений за Вселенной, как чилийская пустыня или Канарские острова, однако невероятно живописное. В этой галерее – снимки далёких галактик, мини-академгородок Нижний Архыз и окрестности обсерватории.

20 фото

Обсуждение