Наука и технологии России

Вход Регистрация

Тепло, светло и цены не кусают

Инженеры из Новочеркасска нашли способ автономно снабжать фермы, коттеджи и целые районы электричеством и теплом без ущерба для экологии и с ощутимой финансовой выгодой, используя исключительно энергию солнца и воды, а не органическое топливо.

Николай_Ефимов
Николай Ефимов: «Государство уже не может финансировать большие, мощные установки. А в маленькие электростанции стоимостью от 500 до 700 тысяч рублей всегда могут частники вкладывать деньги»
Справка STRF.ru:
Ефимов Николай Николаевич, заведующий кафедрой «Тепловые электростанции» энергетического факультета Южно-Российского государственного технического университета (ЮРГТУ), чей НОЦ «Энергетика и энергосбережение» принял участие в ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Доктор технических наук, профессор

Вначале несколько слов о программе «Кадры». Чем она вам помогла?

– Плюсов много. Во-первых, поддержка науки. Во-вторых, вовлечение новых людей. Интерес растёт. Ребята знают, что можно у нас работать, и стремятся хорошо учиться.

Каков вклад молодёжи?

– В проекте заняты 15 аспирантов и немало магистров. В основном собирают информацию, но могут подключиться практически к любой работе. Мы на семинарах подробно всё обсуждаем. Сейчас, например, возник заказ на расчёт небольшой турбины – я его поручил старшекурснику. Есть возможность и наукой заниматься. Есть лаборатории.

ФЦП выделяет деньги на зарплату, но не на оборудование. Вам это неудобства доставляло?

– К сожалению, да. Турбины стоят недёшево. Изготовление, установка обходятся в 2500 долларов за 1 киловатт устанавливаемой мощности. Но есть Фонд Бортника, РФФИ. Их гранты позволили купить технику: две высокотемпературные электропечи, мельницу шаровую барабанную для лаборатории...

Как вы занялись энергосберегающими системами?

– Нас попросила провести работы одна частная фирма. Была возможность побывать в Дюссельдорфе, в Кёльне – выбрать немецкие тепловые насосы для наших сетей. Одна из них, в Новошахтинске, довольно мощная – 700 киловатт тепловой энергии. Мы участвовали в консультациях при её проектировании. В связи с этим появились определённые идеи, как использовать тепловые насосы для автономного энергоснабжения.

В чём новация?

– Дело в том, что скорость изменения нагрузки на нынешних энергоблоках колеблется от 2,5 до 3 мегаватт в минуту. А динамика энергосистем требует 15 мегаватт в минуту. Эту скорость можно обеспечить только параллельным изменением нагрузки на нескольких блоках, чья оптимальная мощность – не более 300 мегаватт. Не 800 и не 1200, как сейчас. Мы это доказали. Скоро мощные блоки вообще невозможно будет ставить – дорого. А в южном регионе у нас дефицит электроэнергии. Подключения к центральным сетям ограничены. И мы стали работать над автономным энергоснабжением отдельных фирм, сельскохозяйственных ферм и даже коттеджных домов.

Спрос высокий?

– Да, но в основном по тепловому снабжению – отопление, горячая вода. Плюс кондиционирование. Обычно применяют сплит-системы. Мы пришли к выводу, что это роскошь. Если использовать грунтовые теплообменники, то кондиционирование обойдётся примерно в 10 раз дешевле. В южном регионе тепловые насосы очень даже хороши. А в районе Москвы и севернее ставить их нерационально.

Почему?

– Там среднестатистическая температура грунта 0°. А у нас +10°. За счёт этого повышается эффективность.

Вакуумный_солнечный_коллектор Установка вакуумного солнечного коллектора

Ещё одно ваше новшество – параллельное снабжение теплом и электроэнергией…

– Мы используем комбинированную схему: «солнечный коллектор – паровая турбина – тепловой насос». Паровая турбина даёт электричество, конденсатор – тепло. КПД такой связки 80 процентов, а то и больше. Иные варианты не так выгодны. Например, у фотопреобразователя солнечной энергии максимальный КПД 18 процентов. У котельной – от 60 до 70 процентов. Также у нас есть схемы по применению газотурбинных, газопоршневых установок. Они тоже могут производить и тепло, и электроэнергию.

Эти идеи применяются на практике?

– Запущены пилотные проекты. Они финансируются Фондом содействия реформе ЖКХ. Уже построен жилой дом на две квартиры в хуторе Опаринском Усть-Донецкого района. Сейчас участвуем в строительстве ещё пяти домов. Кроме того, есть заявка на микрорайон в Таганроге.

Умный_дом_хутор_Опаринский_Усть-Донецкого_района «Умный дом» в хуторе Опаринский Усть-Донецкого района

Правда ли, что отопление в таких домах можно регулировать через интернет?

– Это так. Очень удобно. Например, вы уехали в отпуск, ради экономии поставили температуру +10°. А за час до возвращения поднимаете до +20–24°. Приезжаете в тёплый дом.

Если верить описанию проекта, ваши микроГЭС в 2,5 раза выгоднее обычных. Почему?

– Мы не строим дамбу, а просто растягиваем поперёк реки брезент с радиально-осевой гидротурбиной. Испытания уже прошли в станице Ольгинской. Река должна быть не шире 10 метров. Если она покрывается льдом или ожидается паводок, брезент можно легко убрать.

Ваше мнение: каково будущее подобных энергосберегающих технологий в России?

– Думаю, постепенно будем на них переходить. Государство уже не может финансировать большие, мощные установки. У нас здесь пытаются новую ГРЭС построить – не получается найти инвестора. А в маленькие электростанции стоимостью от 500 до 700 тысяч рублей всегда могут частники вкладываться. Правда, у нас в стране такие агрегаты почти не выпускают. В то время как в США производство налажено и мощности доходят уже до 100–125 киловатт.

Фотографии ООО НПП «Донские технологии»

РЕЙТИНГ

3.67
голосов: 3

Галереи

Завод «Метровагонмаш» в Мытищах, 21 февраля 2012 года

Завод «Метровагонмаш», входящий в состав Трансмашхолдинга – главное предприятие в России по разработке и производству вагонов метро и дизель-поездов. Его история началась в 1897 году, когда в подмосковных Мытищах был запущен завод по производству товарных вагонов для строящейся Транссибирской магистрали. Скоро к товарным вагонам добавились вагоны для московской конки, а когда лошадиная тяга сменилась электрической – электрические трамваи. Первые отечественные электропоезда для Баку (1926 год) и Москвы (1929 год) также выпускались здесь. С 1934 года и по сей день здесь разрабатываются и выпускаются вагоны для метрополитенов Москвы и других городов России и зарубежья – мытищинские вагоны работают в метрополитенах Казани, Самары, Екатеринбурга, Софии, Варшавы и Праги. Кроме метровагонов и трамваев в советские годы в Мытищах выпускались гусеничные автомобили и установки СУ-76, а с 1947 года – самосвалы на шасси ЗиС/ЗиМ/ЗиЛ, причём в лучшие годы их производство достигало двухсот машин в сутки, сейчас объёмы выпуска такой техники незначительны. Во время войны завод был эвакуирован в уральский город Усть-Катав, где с тех пор выпускаются трамваи, а на освободившихся площадях выпускались военная техника и боеприпасы, и ремонтировались трофейные немецкие танки, САУ и бронемобили.
Сейчас завод, благодаря гибкости производства и заказам Московского метрополитена выживший в кризис 1990-х годов, загружен работой так, что производственных мощностей не хватает – цеха рассчитаны на выпуск 250 вагонных секций в год, а заказ 2012 года только из Москвы на новые поезда типа 81-760/761 – 320 вагонов, не считая дизель-поездов РА2 для России и Сербии, метропоездов для Казани и Екатеринбурга, и капитального ремонта московских вагонов других типов. Из-за этого часть работы пришлось передать на другой завод Трансмашхолдинга в Тверь.
Автор благодарит Медиацентр Московской области за организацию съёмок.

42 фото

Обсуждение