Наука и технологии России

Вход Регистрация

Зелёные таланты Людмилы Назаркиной

В аспирантуре Университета Санкт-Галлена россиянка Людмила Назаркина занимается стратегиями роста компаний, производящих экотовары для ежедневного пользования – биологически чистые продукты питания и одежду. В 2011 году она стала призёром международного конкурса Green Talents. В интервью STRF.ru Людмила рассказала о своих исследованиях.

Людмила_Назаркина
Людмила Назаркина: «Важнейший тренд последних лет – широкое распространение социально ответственных инвестиций и их влияния на политику корпораций в области охраны окружающей среды и улучшения социальной сферы»
Справка STRF.ru:
Людмила Назаркина (28 лет) окончила бакалавриат НИУ «Высшая школа экономики» по направлению «Менеджмент», затем двойную магистратуру – совместный проект НИУ ВШЭ и Университета Париж-12 (Франция). Магистр наук по специальности «Стратегический менеджмент», кандидат наук по специальности «Стратегия и менеджмент». Сейчас – аспирантка Университета Санкт-Галлена (Швейцария). Получила награду на международном конкурсе в области рационального природо- и ресурсопользования и устойчивого развития Green Talents

Почему Вас заинтересовала тема экотоваров?

– Она меня привлекла достаточно давно. Моя магистерская специализация в Университете Париж-12 – «Корпоративная социальная ответственность». Эта программа стала моим первым введением в тематику ответственного бизнеса. После окончания магистратуры я проработала 2,5 года консультантом по корпоративной ответственности и социальным рискам в подразделении компании «УорлиПарсонс» сначала в Москве, а затем чуть более двух лет в городе Бристоль (Великобритания).

Всё это время я думала, куда поступить в аспирантуру. В результате подыскала подходящую программу в Европе, которая совмещала две мои основные специализации – «стратегический менеджмент» и «социально ответственный бизнес». Аспирантура в Санкт-Галлене оказалась идеальной с этой точки зрения, и я очень рада, что приняла решение учиться именно в этом университете.

Работая консультантом по корпоративной ответственности крупных промышленных объектов (горные карьеры, медеплавильные и нефтеперерабатывающие заводы и газовые трубопроводы), я заинтересовалась альтернативными моделями в бизнесе. А именно компаниями, которые изначально создаются для решения определённых социальных или экологических проблем. Подобный подход можно охарактеризовать как позитивное развитие в противовес традиционному – нейтрализации негативных воздействий.

В диссертации, которую я сейчас пишу, занимаюсь вопросом стратегий роста малых и средних бизнесов с экологической и социальной миссией. В России такие компании только начинают появляться, в то время как в Европе их достаточно много, и они играют важную роль в переходе к экологически устойчивому развитию экономики стран. Это, например, фирмы по производству потребительских товаров из вторично использованных ресурсов, продуктов питания, натуральной и органической косметики, одежды из экологически чистого хлопка и льна и т.д. Продукция таких компаний выступает в качестве альтернативы привычным товарам, многие из которых вредны не только для окружающей среды, но и для здоровья человека. В настоящий момент

я специализируюсь на вопросе роста компаний с экологической и социальной миссией. Меня интересует, могут ли они эффективно конкурировать с менее ответственными лидерами рынка

и превратиться в корпорации принципиально нового толка.

В западной академической литературе тематика социально и экологически ответственного предпринимательства получает всё большую популярность. Рассматриваются вопросы бизнес-моделей, стратегий развития и финансирования подобных фирм. Моя исследовательская работа продолжает это научное направление. Я надеюсь, что полученные результаты будут полезны практикам, а именно предпринимателям, которые только думают о создании социально и экологически ответственного бизнеса, или же тем, кто задаётся вопросом оптимальных стратегий роста существующих предприятий.

Поясните, что такое социально и экологически ответственный бизнес? Какие параметры оценки его деятельности применяются?

– Примером может служить швейцарская компания Freitag, которую я изучаю в своей диссертации. Она занимается производством стильных экосумок из брезента старых грузовиков, а в качестве ремешка используется старый ремень безопасности, который в противном случае пошёл бы на выброс. Подобные компании снижают потребление ресурсов или же используют более экологически чистые ресурсы для производства товаров. Деятельность подобных компаний оценивают как по экономическим, так и по социально-экологическим параметрам. Зачастую эти параметры вступают в противоречие, что может быть проиллюстрировано продажей британской компании howies, занимающейся производством спортивной одежды из экологически чистого хлопка международной корпорации Timberland. Многие лояльные покупатели товаров howies отреагировали на сообщение о продаже компании очень негативно. Интересно, что в начале этого года управляющая команда howies объявила о выкупе контрольного пакета акций у Timberland, превратившись снова в маленькую компанию, для которой социальная и экологическая миссия важнее, чем быстрый экономический рост.

Как именно компания может реализовать свою экологическую миссию, если она не занимается выпуском экотоваров?

– Многие компании активно инвестируют в «чистые технологии» и социальные программы. В России это как раз основной способ реализации социальной и экологической миссии крупных ресурсных компаний. Однако данная стратегия имеет и свои риски, а именно репутационные: позиционирование в качестве ответственного бизнеса при минимальных инвестициях в ресурсосберегающие технологии и социальные программы делает компанию уязвимой для критики в так называемом greenwashing, то есть в коммуникации о социально-экологических успехах, не имея на то оснований.

За какой проект Вас премировали на конкурсе Green Talents?

– Я отправила описание своего текущего исследования стратегий роста малых и средних бизнесов с экологической и социальной миссией. Победители конкурса проводят исследования в совершенно разных сферах, начиная с технологий по эксплуатации возобновляемых источников энергии (то есть в технологической научной сфере) и заканчивая правовым регулированием проблемы изменения климата (то есть в политологической научной сфере). Моё исследование можно отнести к социально-экономической научной сфере.

Как часто Вы бываете в России? Какой представляете себе научную карьеру: где бы хотелось её строить – в науке, образовании, бизнесе?

– Во время учёбы в аспирантуре я езжу в Россию два-три раза в год. Для сбора эмпирических данных встречаюсь с представителями компаний в Швейцарии и Англии. Также я надеюсь установить контакты с немецкими и французскими малыми и средними бизнесами с социальной или экологической миссией. После окончания аспирантуры планирую продолжить научную деятельность как в России, так и в Европе. Я не ставлю перед собой задач работать за границей или вернуться. Интересные проекты и возможности есть везде. Мне бы хотелось совмещать исследовательскую работу с карьерой в бизнесе, поскольку глубокое понимание производственной и экономической реальности бизнеса возможно только при непосредственной работе в коммерческих компаниях.

Вы координируете в вузах проекты, посвящённые преподаванию основ рационального природо- и ресурсопользования. В чём их особенность? Насколько интересны эти курсы студентам?

– Поскольку в Университете Санкт-Галлен преподавательские позиции могут занимать только кандидаты и доктора наук (а я ещё не закончила обучение в аспирантуре), то пока я не преподаю. Однако до начала моего обучения в аспирантуре, в Швейцарии, я прочитала курс по социальной ответственности бизнеса в Высшей школе экономики, в Москве. Студентам эта тематика показалась очень интересной, хотя многие из них изначально были настроены скептически.

Помимо учёбы в аспирантуре, я занимаюсь поддержкой ряда академических проектов образовательного Фонда экономики и экологии oikos (Швейцария), связанных с интеграцией темы корпоративной ответственности и социального предпринимательства в европейские бизнес-школы. Принцип деятельности фонда – создание студенческих групп, интересующихся вопросами ответственного бизнеса, а также организация студенческих мероприятий и академических семинаров по этим вопросам. В Европе образовательный Фонд oikos развивается очень быстрыми темпами. Более того, за последние несколько лет у нас появились представительства в Индии, где тема экологии, социального равноправия и экономики выходит на первый план. Также у oikos есть небольшая студенческая группа в Москве, на базе Высшей школы экономики, однако привлечение новых студентов в эту группу – сложная задача из-за скептического отношения российских учащихся к экономической выгоде от социальных/экологических проектов компаний.

Какие достижения в области рационального природопользования последних лет считаете наиболее важными и перспективными?

– Прежде всего широкомасштабное внедрение технологий, позволяющих использовать возобновляемые источники энергии: ветер, солнце, энергию приливов и отливов, геотермальные источники и т.д. За счёт широкого использования этих технологий их стоимость значительно сократилась. Например, в некоторых европейских странах стоимость электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников, стала сопоставима со стоимостью электроэнергии на основе нефти и газа. Что касается бизнеса, то важнейший тренд последних лет – широкое распространение социально ответственных инвестиций и их влияния на политику корпораций в области охраны окружающей среды и улучшения социальной сферы. Помимо финансовых критериев, подобные инвестиционные фонды применяют экологические и социальные фильтры для включения (или исключения) акций котирующихся на бирже корпораций в инвестиционные портфели. Наконец, в сфере малых и средних социально и экологически ответственных предприятий, рыночная доля которых продолжает расти во многих европейских странах, важнейшим достижением, с моей точки зрения, можно считать возникновение нового типа инвесторов – так называемый социальный венчурный капитал, обеспечивающий финансирование социально и экологически ответственных предприятий с сохранением их нефинансовой миссии.

Есть ли у России интересные наработки в этом направлении?

– В России на данный момент больше освещается вопрос экологической и социальной ответственности отечественных корпораций в горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, что связано с сырьевой моделью российской экономики.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 2

Галереи

Электромобиль Nissan Leaf

19 июля 2011 года компания Nissan позвала журналистов в Лужники на закрытую презентацию своего электромобиля Leaf. Это первая полностью электрическая модель Nissan. Пока о продажах в России речь не идёт, автомобиль доступен только в Японии, США и Европе, где сейчас создаётся инфраструктура "электрозаправок". Несмотря на то, что автомобиль с нуля разработан как полностью электрический, его сборка производится на одном конвейере с обычными моделями Juke и Cube. Пока сборка исключительно японская, но в дальнейшем планируется открыть заводы в США и Великобритании. Краткие характеристики: 5-местный хэтчбэк; 5 звёзд EuroNCAP за безопасность; мощность - 109 л.с.; разгон 0-100 км/ч - 14 секунд; запас хода на одном заряде - до 175 км; максимальная скорость - 170 км/ч; время полного заряда - 30 минут на спецстанции и 8 часов от обычной розетки. Машина буквально напичкана высокими технологиями - например, практически все операции, кроме собственно езды, можно выполнять удалённо с мобильного телефона. Несмотря на высокую стоимость, европейские владельцы Leaf могут рассчитывать на массу поблажек в виде возможности использования правого ряда на дорогах и минимальных налогов - Leaf абсолютно бесшумен и не выделяет совершенно никаких веществ в атмосферу. Забота об окружающей среде проявляется даже в интерьере - в салоне нет прикуривателя и пепельниц, но при этом есть порты USB. Leaf, к вящей гордости разработчиков, стал первым в мире электромобилем, получившим (в 2011 году) на общих основаниях звания "Автомобиль года" в Европе и в мире.

48 фото

Обсуждение