Наука и технологии России

Вход Регистрация

На «МАКС-2011» показали небесную фауну

На прошедшем Московском авиационно-космическом салоне «МАКС-2011» был представлен ряд отечественных разработок, созданных и авиагигантами, и малыми фирмами. Одной из громких премьер авиасалона стал Боинг 787 Dreamliner, над которым работали около 1200 отечественных инженеров-авиаконструкторов. На смену традиционному алюминию в этой модели пришёл титан – принципиально новый для гражданской авиации материал. Композитный титан, из которого состоят силовые конструкции лайнера, производится в России, на предприятии Ural Boeing Manufacturing, созданном совместно с корпорацией «ВСМПО-Ависма» в 2007 году. Другой авиагигант, компания Airbus/EADS, также подписала в 2009 году долгосрочный контракт с «ВСМПО-Ависма» стоимостью 4 миллиарда долларов на поставку российского титана.

787_Dreamliner Каждый самолёт 787 Dreamliner включает более 20 тонн штампованных титановых деталей, произведённых на предприятии Ural Boeing Manufacturing

Среди других отечественных разработок – двухместный вертолёт «Беркут ВЛ». На выставке был представлен первый промышленный образец вертолёта соосной схемы – два винта, расположенные друг над другом, – запатентованной для серийного производства. «Применение соосной схемы несущих винтов вместо широко распространённой классической заметно улучшает удобство пилотирования, – считает главный конструктор ООО “Беркут” Валентин Маркин. – При отсутствии хвостового винта вертолёт становится значительно безопасней, а при аналогичном сравнении с классической схемой – ещё и энерго- и тяговооружённей. И при всей своей компактности и изящности салон “Беркута” более вместителен, чем у аналогичных иностранных моделей». Вертолёты собираются в Тольятти, ориентировочная стоимость модели с российским двигателем ConverVAZ составит от 70 тысяч долларов; от 130 тысяч долларов будет стоить модель с двигателем Lycoming O-320. «Рынок двухместных вертолётов развивается стремительно, – комментирует  директор по развитию Дмитрий Румянцев. – Так как качественные характеристики нашего вертолёта сопоставимы с конкурентами, среди которых в основном американские вертолёты Robinson R-22 и R-44, добиться лидирующих позиций мы сможем, прежде всего, за счёт ценовых показателей. “Беркут” в 1,7–2,5 раза дешевле, чем иностранные аналоги».

Беркут_ВЛ Двухместный вертолёт «Беркут ВЛ» соосной схемы – два винта, расположенные друг над другом

Одна из наиболее революционных разработок была представлена на авиасалоне Алексеем Юрконенко, ведущим конструктором корпорации «Тактическое военное вооружение», создавшим собственную научно-производственную компанию «ЮАН aircraft».

«Это новая аэродинамическая схема, – рассказывает он, – которая позволит по полной использовать несущие способности современных крыльев. Развитие современной авиации ограничивает балансировочная функция самолёта. Чтобы оторвать от земли самолёт, сконструированный по стандартной технологии, закрылки на крыльях самолёта создают пикирующий момент, а когда пилот берёт штурвал на себя, задний стабилизатор создаёт отрицательную подъёмную силу и самолёт взлетает. В некоторых самолётах до четверти подъёмной силы нивелируется этим стабилизатором. После того как самолёт взлетел, заднее оперение – это лишняя деталь, а значит, лишняя омываемая поверхность, лишняя конструкция, лишняя материалоёмкость. Но в нашей схеме балансировка самолёта никак не зависит от несущей способности крыла. Мы можем ставить любую механизацию на крыло, не испытывая никаких проблем с балансировкой и не теряя ни грамма подъёмной силы на посадке и на взлёте. Дилемма современной авиации: или брать на борт больше пассажиров, менять инфраструктуру аэропортов, длину взлётных полос, или остаться на прежнем уровне. Авиация зашла в тупик. Полосы первого класса во всём мире – 2500 метров. Если увеличивать объём перевозимых грузов, эти стандарты придётся увеличивать. Международная организация пассажирской авиации (ИКАО) ограничила квадрат, занимаемый самолётом на аэродроме, – 90х90 метров». Кстати, на авиасалоне представлена новинка компании Airbus – двухпалубный аэробус A380, который к этому пределу уже приблизился.

«Чтобы авиакомпании могли продолжать конкурентную борьбу в этих границах, нужно принципиально менять схему аппаратов, – рассказывает Алексей Юрконенко. – Тогда мы сможем развивать авиацию без изменения инфраструктуры аэропортов. Я запатентовал схему, которая называется “Флюгерная утка”. Получен международный патент (ЕАПО N008818), который будет действовать в течение 15 лет с российским приоритетом. Эта схема станет основой для конструирования самолётов будущего. Сейчас фирмы Airbus, Boeing, Embraer ищут концепции для повышения лётной эффективности. Новинка Boeing 787 – это одна из последних разработок в рамках классической схемы. Дальше Boeing пошёл по пути летающего крыла (wing design), однако там при заходах по малым кругам вокруг аэродромов люди будут испытывать такие перегрузки, что пакетиками не обойдёшься. Появятся ограничения по угловым скоростям самолёта – он будет более “тупым” в управлении, чтобы обеспечить комфорт пассажирам. То есть необходимо в рамках фюзеляжной концепции искать какие-то новые решения. Наша схема наиболее эффективная. В середине фюзеляжа – крыло, двигатель для уменьшения шума – на крыльях, а вместо заднего оперения – переднее, флюгерное. Это позволит растить несущую способность крыла без проблем с балансировкой, а взлётно-посадочные характеристики ещё лет 50 будут приемлемы для нынешней инфраструктуры аэропортов при росте пассажировместимости более 1000. Скоро Airbus упрётся в 1000 пассажиров, и масса вырастет настолько, что длины полос уже не будет хватать. А если, к примеру, переделать A380 по этой схеме, его эффективность возрастёт минимум на 20 процентов».

Флюгерная_утка Схема «Флюгерная утка» станет основой для конструирования самолётов будущего, считает её создатель Алексей Юрконенко

«Мы сделали опытную конструкцию самолёта, – комментирует Алексей конструкцию, похожую на скелет динозавра, – которая собирается всего за 200 часов и стоит 15 тысяч евро. Наш самолёт будет испытываться сразу после “МАКСа”, а затем перейдёт в промышленную стадию». В настоящее время дизайнеры «ЮАН aircraft» прорабатывают компоновку нового комфортабельного ЮАН-4 «Quick Bird» – невысотного летательного аппарата с трёхместным салоном.

Рысачок Двухмоторный турбовинтовой российский самолёт «Рысачок», сконструированный ООО «НКФ Техноавиа», предназначен для внутренних авиалиний

В небо над Жуковским впервые поднялся двухмоторный турбовинтовой российский самолёт «Рысачок», сконструированный ООО «НКФ Техноавиа». Выпуск самолёта организован на самарском предприятии ЦСКБ-Прогресс. Для авиасалона была собрана модель в комплектации «люкс» с кожаными креслами и салоном повышенной комфортности. Широкий дверной проём позволит удобно проникать внутрь самолёта даже пассажирам с неидеальной фигурой. Самолёт рассчитан на перевозку 9–10 человек или 1570 килограммов груза. Он призван заменить Ан-2 на местных воздушных линиях. На сегодняшний день у ЦСКБ-Прогресс подписан контракт на выпуск 30 таких самолётов. Стоимость каждого – около 1,5 миллиона долларов.

Рысачок_комплектация В Жуковский «Рысачок» прибыл в комплектации «люкс» с кожаными креслами и салоном повышенной комфортности

Другая российская новинка – узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21 вместимостью от 150 до 210 кресел – была представлена на стенде корпорации «Иркут» в виде вмонтированного в пол выставочного зала фюзеляжа будущего самолёта. Целиком самолёт ещё не готов. В ближайшее время для размещения производства будет освобождён один из корпусов завода в Иркутске, где сейчас собирают истребители Су-30 МКИ. МС-21 планируется вывести на рынок в 2016 году. Иркутский авиазавод рассчитывает собирать более 70 машин в год.

МС-21 Макет узкофюзеляжного пассажирского самолёта МС-21 корпорации «Иркут»

МС-21_салон Салон бизнес-класса МС-21. Всего самолёт рассчитан на 150–210 кресел

Всего в этом году авиасалон посетили более 600 тысяч гостей, участников и специалистов. Был представлен 241 летательный аппарат, в лётной программе приняли участие 91 самолёт и вертолёт. Участниками салона стали 842 компании из 40 стран.

Теги

МАКС

РЕЙТИНГ

3.75
голосов: 4

Галереи

МАКС-2011: картинки с выставки

C 16 по 21 августа 2011 года в подмосковном городе Жуковский на территории Лётно-исследовательского института имени Громова в десятый раз проходит международный авиакосмический салон МАКС. В этом альбоме - то, что показалось нам наиболее интересным в статической экспозиции и выставочных павильонах.

93 фото

МАКС-2011: показательный полёт самолёта-амфибии Бе-200ЧС

Бе-200ЧС - многоцелевой противопожарный самолёт-амфибия, разработанный в ТАНТК им. Бериева. Первый полёт состоялся 24 сентября 1998 года, эксплуатируется с 2003 года, производится серийно. С 2010 года сертифицирован в ЕС. Может взлетать с суши и с воды, заправляться водой на стоянке или непосредственно с водной поверхности в режиме глиссирования. Сброс может производиться как из отдельных баков, так и из всех сразу, обычная скорость сброса - 12 тонн воды за 5-6 секунд, максимальная - 15 тонн воды за 2 секунды, чего, по утверждениям некоторых специалистов, для тушения лесного пожара недостаточно. Тем не менее, самолёт успешно эксплуатируется МЧС России (3 борта, в перспективе будет закуплено ещё 8) и Азербайджана (1 самолёт). Большой интерес проявили Греция и Португалия.

7 фото

МАКС-2011: полёт новейшего российского истребителя Т-50 (ПАК-ФА)

На МАКС-2011 широкой публике впервые был показан лётный прототип новейшего отечественного истребителя, разрабатываемый в ОКБ им. Сухого и известный как Т-50 или ПАК-ФА ("перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации"). За штурвалом - лётчик-испытатель ОКБ им. Сухого Сергей Богдан.
Основная часть информации по этому истребителю пока строго засекречена, к тому же прототип даёт только приблизительное представление об облике будущего серийного самолёта. На Т-50-1 и Т-50-2, показанных в Жуковском, не установлено вооружение, нет многих систем серийного самолёта, а также используются двигатели АЛ-41Ф1 - модификация силовой установки, используемой на Су-35С. Штатно на серийные Т-50 будут устанавливаться двигатели разработки рыбинского НПО "Сатурн", пока известные под кодовым названием "Изделие 129", которые будут отличаться увеличенной тягой и более высокой топливной эффективностью. Работы по проекту ПАК-ФА начались в 2002 году, однако в нём используются наработки 1980-1990-х годов, полученные при конструировании Су-47 и проектировании МиГ-1.44. Запуск в серию планируется в 2015 году, тогда же должна быть выпущена совместно с Индией экспортная модификация этого самолёта.

24 фото

МАКС-2011: показательный полёт перспективного малого самолёта "Рысачок"

"Рысачок" - малый турбовинтовой двухдвигательный самолёт, разработанный совместно ЦСКБ "Прогресс" и компанией "Техноавиа". Разработчики предназначают его для замены Ан-2 на пассажирских и грузовых маршрутах малой протяжённости и загрузки, в парашютном спорте, санитарной, лесопатрульной и сельскохозяйственной авиации, а также как учебного самолёта.
В пассажирском варианте возможна перевозка до 10 пассажиров (в этой комплектации самолёт оснащён также туалетом), в парашютной - до 15 парашютистов, в санитарной - до шести лежачих больных. Грузоподъёмность - до 1570 кг, максимальная взлётная масса - 5700 кг. Крейсерская скорость - от 280 до 360 км/ч, максимальная - 450 км/ч, дальность полёта - до 2000 км с десятью пассажирами, практический потолок - 5000 м, пробег - 500 м. Предусмотрен аварийный запас кислорода для пассажиров и экипажа. Управление производится силами одного или двух пилотов. Авионика и бортовое оборудование позволяют производить полёты в любых допустимых для данной категории воздушных судов условиях, в том числе только по приборам ночью или в условиях плохой видимости. Взлёт и посадка могут производиться как в современных аэропортах исключительно инструментально, так и визуально на грунтовых полосах, не оборудованных какими-либо радиосредствами. Самолёт оснащён двумя чешскими двигателями Walter M601F по 750 л.с. каждый.
Недостатки сравнительно с Ан-2 - меньший внутренний объём (в Ан-2, например, можно безопасно перевезти взрослую корову) и стоимость - предполагаемая цена для конечного покупателя составит порядка 40 миллионов рублей. Для сравнения, среднерыночная цена Ан-2 в состоянии лётной годности составляет на 2011 год чуть больше 2 миллионов рублей. Преимущества - более высокая скорость, современная авионика, более прогрессивная конструкция, два современных двигателя (каждый из них аналогичен по мощности одному АШ-62ИР, установленному на Ан-2), вдвое большие скорость и дальность полёта, больший практический потолок, больший комфорт пассажиров и экипажа.
В настоящее время самолёт проходит сертификационные испытания в ЛИИ им. Громова, после их прохождения планируется серийное производство с вероятной закупкой Минтрансом РФ 30 таких самолётов для Ульяновского лётного училища.

9 фото

МАКС-2011: демонстрационный полёт Airbus A380

Несмотря на то, что A380-800 уже вовсю используется семью авиакомпаниями (Emirates, Singapore, QANTAS, Air France, Lufthansa, China Southern и Korean Air), для российской публики он представляет повышенный интерес - самый большой пассажирский лайнер в мире, способный в комплектации "только эконом" вместить до 800 пассажиров, а пассажирам первого класса могущий предоставить невиданную в стратосфере роскошь вроде массажной ванны прямо в полёте, до 2013 года в Россию летать не будет. Да и тогда единственным российским аэропортом, могущим принять А380, будет Домодедово, в строящемся втором терминале которого будут двухэтажные четырёхкоридорные телетрапы. По другим параметрам этот 560-тонный гигант может использовать взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки, достаточные для менее крупных и тяжёлых Boeing-747-400 и 777-300ER. Несмотря на свои габариты, А380 не требует сверхдлинной ВПП - штатная длина разбега - 2050 метров, пробега после посадки - 2900 метров.
Однако, у почтеннейшей публики, да и специалистов, есть другой повод удивиться. Благодаря настойчивости борцов за тишину и усилиям инженеров Engine Alliance, этот гигант даже на взлётном режиме буквально шепчет - после оглушительного рёва боевых истребителей на форсаже работа четырёх двигателей подобна тихому шороху - находясь в 400 метрах от взлетающего А380, можно разговаривать не повышая голоса или громкости динамика телефона. Будучи самым большим и самым тихим, А380 носит титул самого экономичного и экологичного пассажирского реактивного самолёта - расход составляет 3 литра керосина на 100 километров пути на одного пассажира, а также без дополнительных модификаций может летать на смеси из 60% авиакеросина и 40% жидкости из природного газа. В конструкции планера и крыла используются пластмассы и композитные материалы, усиленные углеродным и кварцевым волокном, а также новые алюминиевые сплавы, свариваемые лазером, что позволило избавиться от менее надёжных заклёпок. Кстати, именно ошибки в расчёте и исполнении клёпаных соединений основательно подпортили карьеру первому в мире пассажирскому реактивному самолёту - английскому DeHavilland DH 106 Comet.
Многие компоненты европейского суперлайнера - плод труда российских специалистов. 55% потребностей европейского авиакосмического концерна в незаменимом титановом прокате закрывается Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением. Кроме того, российские конструкторы вносят весомейший вклад в разработку грузовой модификации - А380F.
Серийные самолёты уже возят пассажиров на межконтинентальных маршрутах, а на МАКСе "выступал" опытный образец, под завязку напичканный контрольной аппаратурой - инженеры Airbus готовят увеличенную версию А380 с индексом 900, которая вместит до 656 пассажиров в трёх классах или 900 в туристической компоновке.

10 фото

Обсуждение