Съеденные улитки выживают и распространяются вместе с птичьим помётом

Исследователи недавно обнаружили, что 15 процентов съеденных птицами улиток выживают после процесса пищеварения, после того как были найдены живыми в помете птиц. Это подтверждение наводит учёных на мысль о том, птицы, возможно, являются ключевым фактором распространения популяций улиток.

Давно и хорошо всем известно о том, что семена растений рассеиваются птицами, которые едят их плоды. Но в сведениях, опубликованных в журнале «Journal of Biogeography», исследователи из Университета Тохоку в Японии попытались выяснить могут ли беспозвоночные животные распространяться таким же образом. Предшествующее исследование показало, что улитки, обитающие в прудах, способны выживать, будучи съеденными рыбой, но эти сведения не распространялись на земляных улиток.

В ходе исследования питания птиц, обитающих на острове Хахаджима, выяснилось, что Японская белоглазка предпочитает небольших земляных улиток вида Tornatellides boeningi. В лаборатории учёные кормили птиц улитками, чтобы выяснить, способны ли последние выжить после пищеварительного процесса.

«Мы были удивлены таким высоким показателем, около 15 процентов, улиток были все еще живы после прохождения через кишечник птиц», – сообщил исследователь Шиничиро Вада (Shinichiro Wada).

Это был первый анализ, показывающий, что птицы могут на самом деле перемещать существенное количество земляных микроулиток в своем кишечнике живыми. Исследователи также изучили генетические различия популяции T. boeningi, обнаруженной на всем острове и выявили значительное изменение. Эти результаты показали, что кроме спаривания с улитками, находящимися вокруг, эта популяция вступала в контакт с улитками других видов, несмотря на свою географическую изолированность.

«Биогеография бескрылых земных беспозвоночных животных, в особенности улиток, часто сталкивается с загадочными способами рассеивания на длинные расстояния, что может объясняться только действием птиц или циклонами», – сказал исследователь Вада.

«Одна из улиток съеденных птицей дала потомство сразу после прохождения через кишечник», – сообщил Вада агентству BBC.

Основным показателем, позволяющим улиткам выжить, будучи съеденными, является их небольшой размер, согласно мнению учёных. В среднем микроулитки величиной 2,5 мм переносят значительно лучше процесс пищеварения, чем виды более крупных размеров. В предшествующих исследованиях выяснилось, что оболочки более крупных улиток были сильно повреждены после поедания птицами.

Научно-исследовательская группа сообщила, что потребуется ряд дальнейших исследований с целью обнаружить, обладают ли небольшие улитки другим видом адаптации, которая позволяет им сохраняться.

Остров Хахаджима находится на расстоянии к югу от Токио в архипелаге Островов Бонин, известных еще как Острова Огасавара в Японии. Острова недавно были добавлены в Список Мирового Наследия UNESCO «за необычайную интенсивность их экосистем, которые отражают большее разнообразие развивающихся процессов».

Перевод: М. Гончар