Лабрадора научили узнавать рак по запаху

В журнале Gut опубликована статья, описывающая достижения черного лабрадора по кличке Марина в диагностике рака прямой кишки. Учёные доказали, что животное может отличать образец кала или дыхания больного человека от контрольных образцов.

Экспериментальная проверка способностей лабрадора проводилась после пятилетнего обучения. В каждой серии экспериментов животному предлагали пять образцов запаха: четыре от здоровых людей и один от больного. Было проведено 36 серий экспериментов с образцами дыхания, и в 33 из них собака выбрала образец, полученный от больного. В случае с образцами стула точность была ещё выше: 37 правильных результатов в 38 опытах. Авторы отмечают, что собаку не сбивало с толку ни курение испытуемого, ни существование у него других заболеваний кишечника, таких, как язвенный колит. Кроме того, точность диагностики была велика даже на очень ранних стадиях рака.

Сегодня большинство исследователей согласно с тем, что у рака, по-видимому, существует какой-то особый запах. Известны случаи, когда собаки после обучения распознавали запах человека, больного меланомой, раком мочевого пузыря, легких, молочной железы и яичников. Но обучение собаки – это дорогой и трудоёмкий процесс. Химические соединения, которые придают больному специфический запах, до сих пор не идентифицированы, хотя известно несколько молекул-кандидатов и даже предприняты первые попытки создания «искусственного носа» для диагностики рака на их основе. Данные японских исследователей подтверждают, что такой подход к выявлению рака вполне возможен.