Наука и технологии России

Вход Регистрация
22.09.10 | Наука и техника: Энергетика Экология Наталья Быкова Σ

Московский прокат

Столичная мэрия, переживающая далеко не самый спокойный период, который, вероятно, закончится сменой руководства города, намечает перспективы принятой три года назад программы по созданию экологически чистого транспорта в Москве. Чиновники уверяют: никакие политические баталии не помешают к следующему Дню рождения Первопрестольной выкатить на её улицы гибридные автобусы и маршрутки, электрические гольф-мобили и «питающиеся» биогазом мусоровозы. Илья Минкин: «Гибриды для массового использования пока недоступны, электромобили – и вовсе экзотика. Самая популярная из новинок с электродвигателем – “Тесла” – не более чем дорогая спортивная игрушка»

Дорогие игрушки

Москвичей и гостей столицы, год от года наблюдающих, как растёт в городе автомобилепоток, едва ли успокоишь действующей ещё с 2007 года в Первопрестольной пилотной программой «Создание экологически чистого транспорта нового типа». Несмотря на утверждения чиновников, что документ находится в стадии активной реализации, особых успехов по части снижения вредных выбросов автомобилей в Москве не видно, более того, тенденция к их появлению даже не просматривается. Тем не менее в правительстве Москвы недавно обсудили очередной этап действия программы, которая, как выяснилось, уже совсем скоро должна начать приносить свои плоды.

По словам одного из авторов этой инициативы, первого заместителя генерального директора Органа по сертификации автомобилестроения Ильи Минкина, две крупных организации — Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт и ОАО «Корпорация „Компомаш“» — уже разработали несколько образцов экотранспорта, которые в следующем году будут испытывать на улицах города. Среди них — коммунальная машина, способная прямо на свалке заправляться биогазом, гольф-мобиль, представляющий собой лёгкое энергонакопительное транспортное средство, маршрутное такси на базе Fiat Ducato на 15 посадочных мест. Почти все машины сделаны на базе экологически чистого и безопасного, готового к практическому применению мотор-колеса, разработанного «Компомашем». В деталях о новых технологиях создатели транспорта будущего не рассказывают, ссылаясь на многочисленные ноу-хау, а в целом говорят, что их разработки представляют собой фактически то же самое, над чем сегодня усердно трудятся зарубежные учёные.

«Это миф, что по заграничным трассам ездит экологически чистый транспорт, — поясняет Илья Минкин. — Гибриды для массового использования пока недоступны, электромобили — и вовсе экзотика. Самая популярная из новинок с электродвигателем — „Тесла“ — не более чем дорогая спортивная игрушка. Сейчас много разговоров о разработках „Фольксвагена“ и „Рено“, однако их реальный запас хода - не более 120 условных километров, без поправок на включённые фары ночью и отопление салона в холодное время года». По его словам, китайцы несколько лет назад обещали, что пекинскую Олимпиаду будут обслуживать только электромобили, но «мы видели, что получилось из этой затеи: техника постоянно ломалась, привлекалось много обычных машин». Кроме всего прочего, отмечает Минкин, экоавтомобили пока ещё безумно дороги: «Электромобильный грузовичок класса „газель“ стоит 80 тысяч евро! Цивилизованный мир, конечно, не спешит массово его закупать и ждёт появления более практичных разработок».

Наш «прорыв» — системы управления и цена

При создании отечественных экологически чистых автомобилей наряду с оригинальными использовались заимствованные технологии, например, в области источников энергии. В качестве своих «прорывов» в первую очередь называются принципиально новые системы управления и относительно невысокая стоимость машин, позволяющая рассчитывать на скорое практическое внедрение «новинок на колёсах». В частности, предполагается, что

номинальная стоимость экомаршрутки на базе Fiat Ducato будет на 30 процентов ниже её западного аналога, а в массовом производстве – на все 50 процентов.

Правда, цена похожих иномарок со временем тоже будет естественным образом снижаться.

На основе отечественных разработок будут выпущены экспериментальные партии машин. В России уже есть несколько предприятий, готовых взяться за решение этой задачи. По словам Ильи Минкина, в первую очередь это российские автомобилестроительные компании Sollers и ГАЗ, Тушинский машиностроительный завод и ЗИЛ. Организовать небольшое производство возможно и на площадке ныне не существующего ОАО «Москвич».

К моменту схода с конвейера первых экологически чистых отечественных машин должны быть разработаны и направления внедрения новинок. Предполагается, что поначалу безвредные автомобили будут курсировать на закрытых территориях — в природоохранных зонах, парках, на площадях выставочных комплексов; а также на маршрутах, ведущих к социально значимым объектам — медучреждениям, школам и детским садам. Позднее, возможно, эксперимент охватит отдельно взятый территориально-административный округ (по официально не подтверждённым данным, это будет Зеленоград). О каком-либо значимом экологическом эффекте от этой затеи, конечно, пока даже думать не приходится, но организаторы программы утверждают, что сегодняшняя, вполне реальная задача состоит лишь в том, чтобы простимулировать автопроизводителей к созданию новой техники.

«Понятно, что в идеале все машины должны быть экологически чистыми, — рассуждает г-н Минкин. — Но также очевидно, что в ближайшие 20—30 лет этого не произойдёт. Страна не готова к такой революции ни технически, ни технологически, ни энергетически.

Чтобы весь столичный транспорт перевести на электроэнергию, потребуется объём электричества, многократно превышающий лимит нынешнего энергопотребления в городе.
Экомаршрутки на базе Fiat Ducato на 15 посадочных мест, быть может, в скором времени заменят столь популярные у горожан «Газели»

У нас почти 5 миллионов автомобилей, и на каждый нужно бросить хотя бы по 20 киловатт — речь идёт о сумасшедших цифрах! К слову, это не только наша, а мировая проблема, и решают её все поэтапно, постоянно совершенствуя гибриды и электромобили, и очень осторожно их внедряя».

Из Москвы в Сочи

Чтобы наши разработчики всегда были в курсе направлений развития техники конкурентов, параллельно с внедрением первых отечественных экологически чистых машин будут закупаться их импортные аналоги. Организаторы программы полагают, что в этом есть большой практический смысл:

если уж по обычному автотранспорту догнать заграницу точно не получится, то по экологическому ещё есть шанс чего-то добиться.

Конечно, при этом нужно очень стараться. «Если мы сейчас не будем двигаться в этом направлении, к 2014 году в Сочи будут ездить китайские, американские, европейские машины», — замечает Илья Минкин.

В правительстве Москвы сейчас обсуждают суммы, которые способен выделить город на закупку экологически чистого транспорта, после чего уже точно можно будет сказать, что разработки, стоящие сегодня в экспериментальных цехах российских институтов, не пропадут даром. Пока же есть некоторая неопределённость. Создатели машин уверяют, что главные препятствия на пути развития нашей прикладной науки — не научные и не технические, а организационные. Всё зависит от того, как скоро будет сформирован рынок, то есть как скоро Москва сделает конкретный заказ на определённое количество единиц новой техники. В свете неспокойной политической обстановки в столичной мэрии, конечно, появляются некие сомнения в своевременной реализации уже принятых программ, однако чиновники, обсуждавшие экологические перспективы столицы на недавнем заседании правительства, уверены: при любом начальстве проекты по созданию транспорта с минимальными выбросами или вообще с отсутствием таковых останутся приоритетом. Это будет своеобразным вкладом столицы в подготовку к сочинской Олимпиаде, где Россия, поддерживая негласную традицию организаторов главных спортивных состязаний планеты, должна будет представить экологические инновации.

Гольф-мобиль, представляющий собой лёгкое энергонакопительное транспортное средство, можно будет использовать в парках, на территории зон отдыха жителей и гостей города

РЕЙТИНГ

3.93
голосов: 14

Обсуждение