Загрязнение Волги приводит к различным аномалиям рыб

Ученые Института экологии Волжского бассейна РАН (ИЭВБ РАН) готовятся к очередной экспедиции по Саратовскому водохранилищу Волги. Более 10 лет они изучают аномалии в развитии речных рыб. Их многолетние наблюдения показывают, что в некоторых районах средней Волги у 95 процентов личинок имеются морфологические уродства. Прогнозы озвучиваются неутешительные: на грани исчезновения многие ценные виды рыб.

12 лет назад в ИЭВБ РАН создали лабораторию популяционной экологии. Одним из направлений ее деятельности стало изучение отклонений в развитии рыб. Довольно продолжительное время этим вопросом никто не занимался. Сохранились свидетельства 1937 года: известный генетик Валентин Кирпичников указывал, что в Волго-Ахтубинской пойме, ниже Волгограда, уродства встречаются у 5 процентов рыбьих личинок. Сейчас в некоторых районах их количество возросло до 90–95 процентов. Большинство погибает, даже не превратившись в мальков.

— В ходе исследований мы зафиксировали порядка 60 морфологических (внешних) уродств рыб, — говорит заведующий лабораторией доктор биологических наук, профессор Игорь Евланов. — Встречаются личинки без глаз, с одной челюстью, с различными язвами, опухолями и так далее. От простых жителей я не раз слышал о том, что начались мутации рыб. На самом деле это не так. Пока можно говорить лишь об отклонениях в развитии, которые вызваны различными загрязнителями воды. Если у личинок фиксируются морфологические уродства, то у взрослых рыб - нарушения форменных элементов крови. А это уже серьезный сигнал, свидетельствующий о том, что водные обитатели пребывают в постоянном химическом стрессе. Их организм не справляется с воздействием загрязняющих веществ.

Ученые лаборатории популяционной экологии разработали методику комплексной оценки аномалий рыб. Так, в ходе исследований было установлено, что у 67–100 процентов рыб (в зависимости от района) имеются какие-либо аномалии клеток крови. Среди наиболее распространенных отмечаются следующие: сегментация ядра, хроматинолиз, кариолиз, фрагментоз, пикноз, кариорексис, цитолиз, вакуолизация, сморщивание и вздутие клеток. Почти стопроцентная встречаемость данных аномалий характерна для хищных видов рыб: окуня, судака, щуки.

— Каковы последствия указанных явлений? Безусловно, это не приведет к гибели всей рыбы, — продолжает Игорь Анатольевич. — Но будет замедляться ее рост, сокращаться численность лещей, щук, сомов, судаков (они более требовательны к качеству воды, нежели, к примеру, карповые). Не исключено, что через 10–15 лет придется ловить одних бычков, которые мигрировали в Волгу из Каспийского моря. У них встречаются те же аномалии в развитии. Однако рост их популяции возможен благодаря нескольким причинам: во-первых, это короткоцикловые рыбы — живут всего 3–4 года, а во-вторых, нетребовательны к нерестилищу (за сезон 3–4 нереста). Так что их численность будет увеличиваться. Проблема заключается в том, что они конкурируют с ценными видами волжских рыб. И не только в плане кормовой базы. К примеру, бычок-головач активно хищничает, питаясь на мелководьях молодью.

Экспедиция по Саратовскому водохранилищу Волги продлится до конца этого месяца. Ее итоги ученые подведут к октябрю. Впрочем, ученые не ожидают свидетельств изменений ситуации — к сожалению, она практически не меняется на протяжении нескольких последних лет.

Марина Муравьева, STRF.ru