STRF: Качество байкальской воды требует серьезной проверки

14 августа начнется российско-немецкая экспедиция на озеро Байкал, которую ученые Лимнологического института сибирского отделения РАН организуют совместно с германскими институтами Технической химии и Технической биохимии. Совместный проект предполагает сравнительное исследование микроорганизмов Байкала и Боденского озера и преследует не только научные, но и практические цели: ученые дадут рекомендации по усовершенствованию подготовки байкальской питьевой и бутилированной воды.

Лимнологический институт в течение многих лет ведет мониторинг экосистемы озера Байкал и располагает базой данных по численному и видовому составу байкальского бактериопланктона, включая и потенциально-патогенные бактерии.

Байкал — крупнейшее в мире хранилище пресной воды, в нем содержится 23 тысячи кубических километров воды, около 20 процентов всех пресных вод суши. Байкал — довольно постоянная экосистема. На полное замещение озерных вод приточными требуется около 400 лет. Эталоном природной пресной воды считаются воды «ядра» Байкала — на глубине 300 метров от поверхности озера и 100 метров от его дна. Именно здесь концентрации химических элементов меняются медленнее всего: поверхностные воды проникают сюда через 10 лет

Кроме того, в институте хранится коллекция трех тысяч штаммов микроорганизмов, которая позволяет проводить здесь серьезные научно-исследовательские работы, в том числе и международного уровня.

— С немецкими учеными мы начали сотрудничать около четырех лет назад, — рассказывает директор Лимнологического института СОРАН Михаил Грачев. — Они проводят серьезные исследования Боденского озера, в частности, изучают группу микроорганизмов, потенциально опасных для человека: учатся их определять, измерять и, в конечном счете, избавляться от них. Совместный проект предполагает сравнительное исследование микроорганизмов Байкала и Боденского озера. На основе полученных данных мы предложим практические рекомендации по усовершенствованию подготовки байкальской питьевой и бутилированной воды. Так что этот проект имеет не только научную, но и практическую ценность.

Успех проекта, по мнению его авторов, обеспечит использование современного оборудования и эффективное взаимодействие специалистов российского и немецких институтов.

В данном исследовании основное внимание уделяется условно-патогенным микроорганизмам (в частности — группе кишечной палочки, псевдомонадам, клостридиям и другим), наличие или отсутствие которых и характеризует качество питьевой воды. Четыре года назад именно в ходе российско-немецких исследований удалось выявить энтерококки в прибрежной области Байкала и в некоторых районах в глубине озера. Экспериментально был установлен один из механизмов выживания энтерококков при низких температурах и недостаточном для их жизнедеятельности количестве органического вещества. Оказалось, они могут переходить в некультивируемое состояние, при этом сохранение клетки происходит за счет образования более плотной клеточной стенки.

Рис. Клетки энтерококков в культивируемом состоянии при температуре 37 °С (А) и они же при переходе в некультивируемое состояние в байкальской воде при температуре 4 °С (Б, С).

Рис. Клетки энтерококков в культивируемом состоянии три температуре 37 °С (А) и они же при переходе в некультивируемое состояние в байкальской воде при температуре 4 °С (Б, С). Рис. Клетки энтерококков в культивируемом состоянии три температуре 37 °С (А) и они же при переходе в некультивируемое состояние в байкальской воде при температуре 4 °С (Б, С). Рис. Клетки энтерококков в культивируемом состоянии три температуре 37 °С (А) и они же при переходе в некультивируемое состояние в байкальской воде при температуре 4 °С (Б, С).
A B C
Фотографии предоставлены Лимнологическим институтом сибирского отделения РАН

В последние годы ученые уделяют особое внимание микроорганизмам, относящимся к роду Enterococcus, не только потому что они широко распространены, но и потому, что у них появилась устойчивость к подавляющему большинству антибактериальных технологий: высушиванию, свету, низкой температуре, действию физических, химических и биологических факторов. Энтерококки сохраняют жизнеспособность даже после хлорирования питьевой воды. При этом традиционные методы исследования сырой воды по микробиологическим и гигиеническим характеристикам не позволяют выявлять некультивируемые или трудно культивируемые клетки этих микроорганизмов, для этого необходимо использовать молекулярно-биологические методы.

Первые итоги российско-немецких исследований подводились в июне 2006 года на рабочем заседании в городе Карслсруе. После этого решено было продолжить совместную работу. В середине августа в Иркутске побывают немецкие ученые, а в сентябре российские ученые отправятся в Германию.

Добавим, что в 2007 году проект Лимнологического института был включен в федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы». На проведение работ с российской стороны выделяется около двух с половиной миллионов рублей.

Марина Муравьева, по заказу STRF.ru