День в истории: 13 марта

13 марта 1720 года – родился Шарль Бонне (Charles Bonnet), швейцарский естествоиспытатель и философ, иностранный почётный член Петербургской академии наук (1764). Открыл явление партеногенеза (воспроизводство без оплодотворения); сформулировал общность бесполого размножения, регенерации и трансплантации; отметил эволюционную роль полового размножения.
На фото: портрет Шарля Бонне

13 марта 1733 года – родился Джозеф Пристли (Joseph Priestley), английский священник, химик, философ-материалист. Открыл кислород и углекислый газ, впервые получил хлороводород и аммиак.

13 марта 1781 года – английский астроном Уильям Гершель (William Herschel) с помощью собственноручно изготовленного телескопа открыл седьмую планету Солнечной системы – Уран. Первоначально он принял её за комету. Когда выяснилось, что это неизвестная ранее планета, он получил медаль Королевского общества и должность придворного астронома. Сам Гершель назвал планету в честь своего высокого покровителя короля Георга III Звездой Георга, короткое время она носила имя первооткрывателя, пока немецкий астроном Иоганн Боде (Johann Elert Bode) не придумал для неё название Уран.
На фото: изображение Урана, переданное аппаратом «Вояджер-2» в 1986 году

13 марта 1855 года – родился Персиваль Лоуэлл (Percival Lowell), американский бизнесмен, востоковед, дипломат, астроном и математик, исследователь планеты Марс, основатель и первый директор крупнейшей частной обсерватории в США.

13 марта 1877 года – американец Честер Гринвуд (Chester Greenwood) запатентовал наушники.

13 марта 1885 года – родился архитектор Лев Владимирович Руднев, один из авторов высотного здания МГУ.

13 марта 1891 года – родился Николай Иосифович Конрад, востоковед, академик АН СССР (1958), автор трудов по литературе, языкознанию, истории и культуре Японии и Китая.

13 марта 1930 года – Лоуэлловская обсерватория официально объявила о том, что 18 февраля её сотрудником Клайдом Томбо (Clyde William Tombaugh) была открыта девятая планета Солнечной системы. Сообщение было приурочено к 75-летию основателя и первого директора этой обсерватории Персиваля Лоуэлла, который многие годы потратил на поиски предсказанной им девятой планеты. В мае это небесное тело получило имя Плутон, которое предложила одиннадцатилетняя школьница из Оксфорда Венеция Берни (Venetia Katharine Douglas Burney). С 2009 года в штате Иллинойс (США) 13 марта отмечается День Плутона. На фото: астрограф, с помощью которого были получены первые снимки Плутона

13 марта 1988 года – в Японии открыт железнодорожный тоннель Сэйкан (Хонсю–Хоккайдо) длиной 53,85 км с подводным фрагментом длиной 23,3 км. На сегодняшний день он остаётся самым длинным действующим железнодорожным тоннелем в мире.

13 марта 2004 года – состоялись первые соревнования автомобилей-роботов DARPA Grand Challenge.

STRF.ru по материалам открытых источников