Наука и технологии России

Вход Регистрация

Более 56% граждан России и 68% США хотят пользоваться беспилотником

Компания Cognitive Technologies, разработчик технологий искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств, подвела итоги социологического исследования, проведённого среди граждан России и США. Оно было поддержано Международным центром робототехники, МФТИ, НИТУ МИСиС, а также американской компанией VidiaScope Inc. Цель исследования – изучение мнения потенциальных пользователей интеллектуальных систем помощи водителю. В опросе приняли участие более 33 тысяч человек из 36 регионов России и 7 тысяч из США.

«Стимулом для проведения исследования стала необходимость формирования стратегии наших разработок на ближайшие годы, как в России, так и зарубежом», – говорит генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров.

Больше всего ездить на беспилотниках хотят русские мужчины и американские женщины

Согласно результатам исследования, желание воспользоваться беспилотником уже сегодня выразило более 56% опрошенных граждан России и 68% США. Причём за океаном число американских женщин (43% – от общего числа респондентов) в этом желании превысило число мужчин (37%). В России картина оказалась обратная. Процент заинтересованных в поездке на автороботе мужчин оказался выше практически в 3 раза – 42,6% против 14,9%.

В России, кроме того, наибольший интерес к поездкам на беспилотниках проявился у самой возрастной категории респондентов. За это проголосовали более 67% участников опроса старше 50 лет. А также у самой низковозрастной группы (до 35 лет) – более 60% молодёжи.

Число в разной степени неуверенных в своем желании воспользоваться беспилотником россиян (около 39%) превысило аналогичный показатель американцев (26%). Зато в России практически никто не выразил категорический отказ проехать на беспилотнике. Этот показатель у нас был зафиксирован лишь на уровне статистической погрешности, менее 1%, тогда как в США он, на удивление, оказался большим в разы – 6%.

Безопасность для россиян вторична

Первой неожиданностью результатов исследования стало то, что из преимуществ, предоставляемых беспилотным транспортом, снижению аварийности на дорогах (30% голосов «за») граждане России предпочли возможность заниматься в автороботе другим делом. За это проголосовало больше половины респондентов – 55%. Причём

более равнодушно к проблеме безопасности отнеслись российские женщины. Эту опцию выделили более 70% представительниц прекрасного пола.

В США ситуация обратная. Именно возможность более безопасного и низкоаварийного движения привлекла практически половину американцев – 49%.

Опасность хакерского взлома не волнует ни россиян, ни американцев

У россиян и американцев оказались весьма схожие взгляды на потенциальные угрозы, которые могут в какой-то степени нести в себе беспилотные автомобили. Наших сограждан, в этом смысле, больше всего пугает возможность технического сбоя системы беспилотника. Это отметили более 51% респондентов. Аналогичный показатель в США составил 44%. За невозможность в принципе повлиять на ситуацию в процессе автономного движения проголосовало порядка 34% американцев и 29% российских участников опроса. Причём у нас основной вклад в этот процент внесла женская половина (47%).

Опасность хакерского взлома интеллекта беспилотника обеспокоила лишь 16% респондентов в России и 19% в США.

В персональных интервью американцы также обращали внимание на свои опасения по поводу сохранности их персональных данных во время осуществления каких-либо коммуникаций в беспилотнике.

В России хотят сначала отдыхать, а потом работать, а в США – работать и потом отдыхать

Из всех предложенных вариантов занятий в беспилотнике практически половина россиян выбрала отдых – 48%. Посвятить время работе пожелала треть опрошенных – 27%. Развлекаться предпочли около 17% респондентов. Причём из всех возрастных категорий отдыхать больше пожелали те, кому до 35 лет и от 35 до 50 лет, (48% и 52% соответственно), а работать – те, кому уже за 50 (44%).

В США выразили желание работать в автороботе 39% респондентов. Практически для такого же количества американцев оказался важнее отдых – 38%. И около 20% пожелали развлекаться.

Общение в социальных сетях – основная форма развлечений и в России, и в США

Всем способам свободного времяпровождения в беспилотнике граждане России предпочли общение в социальных сетях и игры, а также просмотр видео – 33% и 35%, соответственно. Посвятить свой досуг чтению согласны более 21%.

Большая часть американцев (более 40%) также готовы общаться с друзьями, в том числе в соцсетях, и играть. 29% намерены смотреть кино и ТВ, 18% – читать. Заниматься сексом за океаном предпочитают почти 1,5 %, что примерно в три раза, больше, чем в России.

4% россиян и 9% американцев предпочли просто смотреть в окно.

В персональных интервью российские респонденты отметили, что это необходимо для контроля за дорожной ситуацией, поскольку ещё не до конца доверяют искусственному разуму.

Среди других предпочтений (около 7%) наши соотечественники отметили такие формы развлечений, как: кутить, есть, заниматься сексом, спать и т.д. Для сравнения, американцы (менее 1%) готовы молиться, заниматься спортом, принимать наркотики, спать и т.д.

За отдельные функции беспилотника россияне и американцы готовы платить уже сегодня

Одним из основных итогов исследования стала востребованность рынком функционала интеллектуальной системы помощи водителю, который может появиться на российском рынке уже в 2017 году. Более 28% граждан России заявили о желании уже сегодня использовать интеллектуальную систему предупреждений об опасных ситуациях на дороге (опасное сближение, нарушении действия знака, выходе из полосы без включения сигнала поворотника и т.д.). Причём, предлагаемый функционал даже превысил интерес к таким возможностям беспилотника, как автоматическая парковка (13%) и автономное движение по автомагистрали (17%).

Но наиболее востребованной для россиян опцией стала полная автоматизация движения в пробках (37%).

Небезынтересно, что использовать возможности интеллектуального помощника больше захотели женщины (36% против 26% мужчин). Они также активно голосовали за автопарковку (22% против 9%), как, впрочем, и наиболее возрастная аудитория (старше 50 лет – 22%).

Американская аудитория, в большей степени знакомая с практикой использования интеллектуальных помощников водителя, выразила желание в их применении в 24% случаев. Правда, в заокеанской версии опроса делалась сноска на дополнительную возможность работы системы в условиях недостаточной видимости, а также плохих погодных и дорожных условиях. Такое же количество граждан США готовы приобретать функционал автономного движения по автомагистрали. За полную автоматизацию движения в пробках высказался 35% американцев. За приобретение возможности автопарковки проголосовало 11%.

… но в разумных пределах

Как и ожидалось, больше половины россиян (59%) готовы заплатить за возможности автономного движения не более 15% от стоимости автомобиля. В США, где рынок находится в более «подогретом» состоянии, на это готовы пойти 42% граждан. 32% граждан России готовы дополнительно платить за технологии будущего в размере до 30% стоимости авто (этот показатель в США составляет 45%) и лишь 8% согласны доплатить до 50% от всей стоимости автомобиля. В США эта цифра составила 11%. Раскошелиться за право беспилотной езды на более чем 50% от стоимости автомобиля готовы менее 1% россиян, против 3% американцев. Лишние деньги платить не хочет никто. Интересно, что больше тратить на покупку беспилотника в России готовы женщины.

Доля проголосовавших за плату автопилота до 30% стоимости авто женщин (45%) практически в двое больше мужчин (26%).

Также процент женщин, готовых купить функционал беспилотника по самой высокой цене, в два раза превысил процент мужчин.

Стоит отметить, что в большинстве ответов на вопросы не обнаружено явного преобладания какой-либо социальной или территориальной группы в каждом из рассматриваемых вариантов. Все категории граждан распределены примерно с одной степенью равномерности (в пределах 10%).

По мнению представителя американского партнёра исследования, компании VideaScope Inc. Алекса Ритора (Alex Ritor): «Полученные в результате исследования результаты представляют большой интерес как для российского, так и американского рынка. В отдельных вопросах ответы оказались неожиданными, отличающимися от наших первоначальных гипотез. Точное понимание ситуации поможет российским и американским разработчикам в продвижении интеллектуальных систем помощи водителю на международном рынке».

Основные итоги исследования приведены в таблице.

Вопросы

Россия, %

США, %

1

Если бы вам сегодня представился шанс воспользоваться беспилотным автомобилем, как бы вы поступили?

- Точно попробовал. Все новое мне интересно.

56

68

- Скорее да. Новое немного настораживает, но интерес сильнее.

27

15

- Скорее нет. Есть неуверенность в том, что технологии еще не апробированы до конца.

12

11

- Точно нет. Сейчас в беспилотник садятся только самоубийцы.

1

6

- Затрудняюсь ответить

4

Менее 1

2

Что больше всего вас привлекает в беспилотном автомобиле?

- Безопасность

30

49

- Возможность заниматься другим делом

55

46

- Затрудняюсь ответить

14

5

3

Что вас больше всего пугает в беспилотном автомобиле?

- невозможность в принципе повлиять на ситуацию

29

34

- возможность хакерского взлома

16

19

- возможность технического сбоя системы

51

44

- Затрудняюсь ответить

4

3

4

Чем бы вы больше предпочли заниматься в беспилотном автомобиле?

- работать

27

39

- развлекаться (просьба указать как)

17

20

- отдыхать

48

38

- Затрудняюсь ответить

8

3

Каким образом вы развлекались в беспилотном автомобиле?

Читали

21

18

Смотрели фильмы и ТВ

35

29

Играли и общались в социальных сетях

33

40

Смотрели в окно

4

9

Другое

7

4

5

Уже в ближайшие годы автомобиль будет обладать отдельными возможностями автономного вождения. Какая из перечисленных функций, вас привлекает больше всего:

- предупреждения об опасных ситуациях, подаваемые сигналами или звуком (при опасном сближении, нарушении действия знака, выходе из полосы без включения поворотника, потери контроля за движением вследствие усталости и т.п.);

28

24

- вышел из машины, а она паркуется сама;

13

11

- в пробке бросил руль, автомобиль движется автономно в заданной полосе, поддерживая дистанцию до впереди идущего автомобиля;

37

35

- на трассе бросил руль, автомобиль движется автономно в заданной полосе с заданной скоростью и поддерживая дистанцию до впереди идущего автомобиля;

17

24

- Затрудняюсь ответить

5

6

6

Сколько вы готовы заплатить за установку программно-аппаратного комплекса, позволяющему автомобилю передвигаться автономно?

- до 15% от текущей стоимости вашего автомобиля;

59

42

- до 30% от текущей стоимости вашего автомобиля;

32

45

- до 50% от текущей стоимости вашего автомобиля;

8

11

- более 50% от текущей стоимости вашего автомобиля.

1

2

Исследование было проведено конце 2016 года – начале 2017 года при информационной поддержке СМИ: «За рулем», JSon TV, ComNews, STRF, Robogeek, «Кот Шредингера».

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 1

Обсуждение