Исследования коровьего генома показали, почему большинство попыток клонировать млекопитающих оканчиваются неудачей

Профессор Харрис Леуин, сотрудник факультета эволюции и экологии Калифорнийского университета в Дейвисе, совместно с американскими и французскими коллегами исследовал геномный материал клонированных коров, чтобы понять, почему процесс клонирования так часто заканчивается неудачей. Учёные секвенировали РНК животных, чтобы оценить экспрессию генов и понять, какие молекулярные механизмы приводят к патологиям беременности, когда самка вынашивает клон.

клонированные_телята На фото Дот и Дитто два здоровых телёнка, клонированные в Калифорнийском университете в Дейвисе в 2003 году. Фото:  Alison Van Eenennaam, UC Davis Department of Animal Science

В результате исследователи обнаружили 258 генов, чья неправильная экспрессия приводила к смерти клонированных эмбрионов. Некоторые описанные патологии мешают эмбриону закрепиться в матке, другие – развить нормальную плаценту.

Рассматривая ткани 18-дневного клонированного зародыша коровы, учёные обнаружили более 5000 аномалий в экспрессии генов. При этом на 34 день развития клонированные эмбрионы имели куда больше сходства с контрольными, полученными путём искусственного оплодотворения. Они уже могли успешно укрепиться к матке и развить плаценту. Это значит, что ранняя гибель зародышей обусловлена аномалиями генов внеэмбриональных тканей.

Кроме того учёные установили нарушения выработки гормонов, играющих роль медиатора между эмбрионом и материнским организмом, например, нарушалась выработка главного гормона беременности у коров тау-интерферона. По словам Харриса Леуина, поразительно, как процесс клонирования вообще работает, демонстрируя с какой гибкостью эмбрион может адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

«Теперь мы понимаем, почему клонирование скота оказывается малоэффективным, и это приведёт к улучшению процесса клонирования, - передаёт слова профессора Леуина сайт EurikAlert! – Но кроме того наши открытия являются лишним подтверждением того, что клонирование человека должно быть строжайше запрещено».

Работа опубликована в ведущем американском журнале по теме биологии и медицины PNAS