Наука и технологии России

Вход Регистрация

Волнение робота питает

Российские учёные вместе с коллегами из Бразилии и Финляндии создали в лаборатории Самарского университета подводного робота, который перемещается, преобразуя энергию волн. MariBOT, проверенный в водах Голубого озера Кабардино-Балкарии, проводит длительный мониторинг для различных надводно-подводных исследований. Руководитель лаборатории бионических систем и самого проекта, кандидат технических наук Салимжан Гафуров рассказал STRF.ru о необычном механизме и возможностях робота, а также о том, как создать лабораторию робототехники с нуля.

Салимжан, как родилась идея создания вашего робота?

Вода – это не только источник жизни, но и ещё источник смерти, разрушений. Почти каждый день мы слышим, что где-то что-то случилось (наводнение и т.д.). Всё это можно каким-то образом предупреждать, работать с этим. Сейчас существуют некоторые средства, но все они недостаточно эффективны. Есть корабли, много разновидностей подводных роботов. Но получается, они не работают, если мы до сих пор слышим о множестве катастроф. От осознания всего этого у нас и родилась идея проекта.

подводный_робот «Продолжительность работы составляет около одного года. Робота не нужно сопровождать, вы выпустили его и через год поймали, при этом оставаясь с ним на связи в режиме 24/7». Фото предоставлено Салимжаном Сафуровым

Расскажите про своего робота.

Он состоит из двух частей – подводной и надводной, которые соединены между собой кабель-тросом.

Фишка нашего робота в том, что у него нет двигателя. Он полностью автономен: для перемещения он преобразует энергию волны в энергию поступательного движения.

Причём продолжительность работы составляет около одного года. Не нужно его сопровождать, вы выпустили робота и через год поймали, при этом оставаясь с ним на связи в режиме 24/7.

Для каких целей он предназначен?

Он проводит различный мониторинг для исследований, допустим, сейсморазведки. По одному из прогнозов, к 2030 году где-то более половины всей нефтедобычи будет происходить даже не на шельфе, а в открытом океане. При условии, что получится поднять коэффициент отдачи скважины хотя бы на 1 %, нефтеотдача вырастет примерно на 200 миллионов баррелей. Сейчас эта отдача очень низкая, потому что точность средства, с которым проводят сейсморазведку, невысока из-за собственных магнитных полей прибора и т.д. Наш робот не имеет свои магнитные поля и может «зависать» в одной точке, ловя поступающие сигналы. Вот в этом, фактически, и есть соль проекта. Хотя, прежде всего, он был создан для проведения экологического мониторинга.

Роботу нужно задать необходимые параметры, после чего он измерит гидрохимический состав воды, температуру, солёность, примеси и так далее. Причём он может снимать показатели по профилю, по глубине.

Как Вы попали в робототехнику?

В Самарском университете я занимался авиацией, прямо болел ей. Но это совсем другие масштабы, и в ней далеко не всё зависит от тебя. Если решил что-то сделать, – сначала нужно обратиться на завод, затем тебе должны поставить необходимые детали – цикл очень длинный. В итоге, защита моей кандидатской по авиационной тематике совпала с тем, что наш Самарский университет начал участвовать в программе «5–100» по повышению конкурентоспособности. Наш ректор тогда сказал, что нам нужны прорывные технологии, то, в чём мы действительно станем лучшие. Поэтому я решил поменять профиль и создал лабораторию бионических систем, в которой у меня сейчас работают аспиранты.

То есть Вы сделали лабораторию с нуля, прежде занимаясь совсем другим направлением?

Да, вообще с нуля. Нам никто не помогал, мы просто собрались группой заинтересованных людей. Конечно, было непросто, ведь мы сначала ничего не знали, просто было дикое желание сделать что-то новое и интересное. В робототехнике мы обладаем свободой – компоненты дешёвые, сборка быстрая. Подумали и решили уйти в одну из самых сложных отраслей – подводную робототехнику. В результате, мы смогли осуществить наш проект. Практически все этапы НИОКР завершены, и сейчас мы пытаемся с помощью робота решать поставленные задачи.

Создание нашего робототехнического проекта с нуля – наверное, это именно то, что я буду рассказывать своим детям.

РЕЙТИНГ

3.43
голосов: 7

Обсуждение