Полный переход на биотопливо приведет к увеличению объемов выбросов СО2

Полный отказ от нефти и переход на биотопливо приведёт не к уменьшению, а к увеличению объёмов выбросов СО2 и других парниковых газов, считают химики из Университета штата Мичиган в Энн-Арборе (США). Их статья опубликована в журнале Climatic Change.

Специалисты впервые точно оценили соотношение между поглощением и выбросами парниковых газов на всех фазах производства биотоплива и поняли, что при этом из атмосферы изымается недостаточное количество углерода для того, чтобы сбалансировать  объемы углекислоты, выходящие из выхлопной трубы автомобиля.

биотопливо

Сейчас существует несколько технологий производства биотоплива. Как правило, сырьем для них служат соя, рапс и  другие быстрорастущие злаки, чья биомасса ферментируется при помощи химикатов или бактерий и трансформируется в этанол и другие виды спиртов.

Экологи и экономисты все чаще начинают задумывать, насколько производство таких видов топлива помогает замедлять глобальное потепление и способствует росту мировой экономики. Ведь под выращивание рапса и сои нередко вырубаются тропические леса и уничтожаются плантации пищевых агрикультур, что лишает подобные «зеленые» производства экологического смысла. Кроме того, высокая себестоимость и низкая энергоемкость не способствует их привлекательности с точки зрения экономики.

Тем не менее, объемы производства биотоплива продолжают расти при помощи и субсидиях со стороны правительств многих развитых стран, по той причине, что они считаются «нейтральными» с точки зрения углеродного цикла – они поглощают столько же СО2, сколько выбрасывается при сжигании биотоплива.

Химики из  Мичигана решили проверить, насколько различные сорта биотоплива соответствуют этому утверждению. Для этого учёные замерили количество углекислоты, поглощаемой этими растениями на крупнейшие плантациях, где выращивается биомасса для этого вида топлива.

Оказалось, что растения поглощают не так много углекислоты, как предсказывали математические модели, описывающие цикл производства «чистого» топлива. Как показали расчеты, растения поглощают лишь 37% от того объема СО2, который выделяется при их сгорании внутри двигателей и при их обработке на полях и внутри биореакторов. В результате – многие виды биотоплива, в том числе так называемый «кукурузный спирт», оказываются хуже, чем обычный бензин, с точки зрения замедления глобального потепления.

Подобные результаты, по словам авторов статьи, объясняются тем, что большие количества СО2 вырабатываются и улетучиваются в атмосферу при ферментации биомассы и её превращении в этанол. Кроме того, весомые объемы других видов топлива тратятся при выращивании сырья на полях, что обычно не учитывается при оценки «зелености» биотоплива.

То есть, с точки зрения влияния биотоплива на климат, оказывается, что, в этом отношении, оно уступает обычному бензину.

Сторонники безопасного топлива, однако не спешат безоговорочно принимать выводы учёных – их исследование было спонсировано Американским институтом нефти, крупнейшей лоббистской структурой нефте- и газодобытчиков на территории США. Вполне возможно, что выводы авторов статьи, при их научной корректности, не полностью отражают реальные плюсы и минусы  биотоплива.