Реактор Томского политеха будет производить изотопы лютеция для лечения рака

Томский политехнический университет (ТПУ) планирует на своем единственном в стране действующем вузовском реакторе организовать линию по производству изотопов лютеция - основы радиофармпрепаратов для лучевой терапии злокачественных опухолей, сообщается на университетском сайте.

изотопы_лютеция Фото сайта Public Atom

«Именно 177-й и 178-й лютеций обладают свойствами, позволяющими использовать их в медицине. У них небольшой период полураспада, энергии испускаемых бета-частиц достаточно для того, чтобы облучить пораженные клетки и не задеть прилегающие к ним здоровые. На основе этих изотопов затем синтезируют радиофармпрепараты для лучевой терапии», – пояснил завкафедрой технической физики вуза Игорь Шаманин.

Производственная линия будет размещена на базе исследовательского реактора Томского политеха. Сейчас изотопы лютеций-177 и лютеций-178 в России не производят, таким образом, это будет первое отечественное производство этих изотопов.

Радиоактивные изотопы или соединения, в состав которых они входят, применяются для диагностики онкологических заболеваний и для лучевой терапии злокачественных новообразований. Радиофармпрепараты с изотопами вводятся в организм пациента в виде раствора, суспензии, или гранул, которые усваиваются организмом, а изотоп, накапливаясь в определенных органах, облучает пораженные клетки, минимально воздействуя на здоровые ткани.

В этом году вуз запустил единственное в РФ производство изотопа фосфора-32, который используется для проведения биохимических исследований в качестве индикатора, а также для лучевой терапии. Этот изотоп пользуется большим спросом у биологов и медиков.

«Также на базе реактора учёные разрабатывают технологии и оборудование для получения принципиально новых радиофармпрепаратов на основе изотопов самария, рения, йода, технеция-99», – отметили в вузе.

Исследовательский реактор ИРТ-Т введен в эксплуатацию в 1967 году. Его мощность составляет 6 МВт. На нём проходят обучение специалисты для ядерно-физической отрасли и медицинской инженерии, а учёные разрабатывают, в частности, технологии и оборудование для получения новых радиофармпрепаратов. Также с помощью реактора специалисты разрабатывают методы нейтрон-захватной терапии для лечения онкологических заболеваний.