Наука и технологии России

Вход Регистрация

«Стартапам обязательно нужно слушать рынок»

Суперкомпьютеры, разработанные и внедренные специалистами группы компаний РСК, работают в Московском физтехе, Южно-Уральском госуниверситете, Санкт-Петербургском политехе, Межведомственном суперкомпьютерном центре РАН и у ряда заказчиков из различных отраслей промышленности. Согласно мировым и отечественным рейтингам (Top500, Green500, HPCG, Top50 и др.), по таким параметрам, как энергоэффективность и вычислительная плотность, суперкомпьютеры РСК регулярно занимают лидирующие позиции в России и странах СНГ, высоко котируются за рубежом. Сооснователи группы компаний РСК исполнительный директор Алексей Шмелёв и генеральный директор ЗАО «РСК Технологии» Александр Московский поделились с редакцией «Экспир» тем, как им за относительно короткое время удалось построить столь успешный наукоёмкий бизнес.

«Экспир»: Почему вы решили строить свой бизнес именно на суперкомпьютерном рынке?

АМ: Мы достаточно хорошо разбирались в этой области, нам было понятно, с точки зрения конечного пользователя, что надо делать и куда двигаться для создания инновационных решений. И когда мы увидели на рынке незанятую нишу, связанную с повышением компактности и энергоэффективности суперкомпьютеров, чего можно было достичь только с помощью разработки и использования передовых технологий жидкостного охлаждения, то решили, что сможем её занять, если у нас будет собственная компания.

«Экспир»: Проводили ли вы предварительную аналитику рынка?

АШ: В ИПС РАН (да и после основания компании) мы вели его мониторинг постоянно, но специально никаких исследований со стороны не заказывали.

«Экспир»: Какие препятствия стояли на вашем пути в начале развития компании?

АМ: Накануне запуска нашего предприятия Алексей Шмелёв попал в серьёзную автокатастрофу. Это затруднило его участие в работе на первом этапе.

Что касается самих технологий, то много вопросов у пользователей суперкомпьютеров поначалу вызывало жидкостное охлаждение стоек. Сейчас оно есть у каждого второго игрока на этом рынке, но тогда аналогов практически не было. Поэтому

для нас огромной проблемой было убедить клиентов, что жидкостное охлаждение в их центре обработки данных – это не страшно и нужно.

«Экспир»: Новая технология, неизвестный игрок. Почему вы выжили?

Научный бэкграунд и знания потребностей индустрии позволили нам вовремя понять, что рано или поздно суперкомпьютеры всё равно упрутся в барьеры с теплообменом, которые придётся как-то преодолевать. За счёт того, что наша компания была небольшой (к концу 2009 года в ней работало семь человек), мы смогли быть более гибкими и быстрыми, чем крупные игроки этого рынка. В результате мы смогли опередить грандов отрасли и первыми занять ту нишу, которая сегодня стала приоритетной и для всех остальных.

«Экспир»: Как изменился характер сложностей сегодня?

АШ: Теперь на нашу работу активно влияют экономический аспект и внутренние процессы в РФ. Вместе с колебаниями экономики у нас либо расширяется портфель заказов, и бизнес растёт, либо наши заказчики вынуждены урезать бюджет, объём заказов сокращается, и нам приходится нелегко. При изменении каких-то векторов развития, акцентов в научно-технической политике государства объём поддержки с его стороны развития суперкомпьютерных центров на национальном уровне также может резко меняться. А ведь для бизнеса очень важна предсказуемость! Но что поделать, надо принимать жизнь такой, какая она есть.

Конечно, в идеале, было бы приятно, если бы государство уделяло суперкомпьютерной отрасли чуть больше внимания. Например, соответствующие ведомства сообщали бы, в изделиях какого класса они в данный момент заинтересованы для решения стратегических задач развития экономики государства. А для достижения этих целей правительство выделяло бы гранты или давало госзаказы на разработку необходимых программно-аппаратных решений. Но даже просто наличие гарантированного спроса на нашу продукцию – уже достаточное основание приступить к её созданию. К сожалению, подобной информации и конкретных мер со стороны государства сейчас, увы, не хватает, и мы вынуждены конкурировать с такими крупными игроками, как американские корпорации – IBM, Cray, HP и другими.

«Экспир»: Чтобы с ними конкурировать, надо постоянно развиваться.

АШ: Да, стабильный бизнес надо растить на собственной технологической экспертизе. Поэтому приоритетным направлением для РСК всегда являлся НИОКР – система внутренних разработок, финансирование которой мы стараемся поддерживать на должном уровне даже сейчас, в кризис.

«Экспир»: Насколько у вас большой коллектив? Из кого он состоит?

АМ: Мы стараемся не раздувать штат, поэтому на постоянной основе у нас трудится чуть более 35 человек – это выпускники Бауманки, Физтеха, МГУ им. М.В. Ломоносова и других технических вузов. В основном в штат входят разработчики. Например, некоторые ранее занимались охлаждением лопаток реактивных двигателей. Они обладают очень высоким уровнем экспертизы в области охлаждения, поэтому работа с ними позволила нам совершить качественный скачок вперёд, а им – найти новое приложение накопленному опыту.

Ряд других специалистов, необходимых для выполнения конкретных проектов, мы привлекаем по контракту.

«Экспир»: Как у вас обстоят дела с защитой интеллектуальной собственности?

АШ: Мы задумались о её защите сразу же после создания компании, но оформить наши достижения в готовую к патентованию форму удалось не сразу. Ведь как обычно бывает? Сначала вы получаете что-то, что хоть как-то работает. Это результат долгого труда, и вы счастливы. Потом вы должны установить своё решение у клиента, потому что у вас подписан контракт. И когда это что-то заработало и у него тоже, вы вытираете пот и думаете, что не худо бы было это запатентовать. Главное, чтобы на тот момент уже не было поздно – промышленный шпионаж никто не отменял.

АМ: Специального патентного подразделения в нашей компании нет, но есть сотрудник, который отвечает за это направление, и мы пользуемся консультациями квалифицированных специалистов. Торговые марки РСК, RSC и PetaStream защищены в России, США, Китае, Японии, Корее и в странах ЕС. Отдельные патенты – российские и международные (Германия, Китай, США, Япония и в ряде других стран) получены для нашей системы прямого жидкостного охлаждения серверов и сверхплотной монтажной стойки. Очень много ноу-хау в дизайне самой охлаждающей пластины. Немало труда вложено и в разработку ряда электронных систем, которые отвечают за управление процессом эксплуатации суперкомпьютера и принимают наиболее эффективные решения в различные моменты времени.

«Экспир»: Уделяете ли вы специальное внимание рекламе своих разработок?

АШ: Прямой рекламы у РСК фактически нет. Дело в том, что академический и образовательный мир достаточно компактны с точки зрения обмена информацией между пользователями суперкомпьютерных комплексов. Поэтому тот, кто что-то посчитал на наших системах и получил хорошие результаты, сам делится с коллегами информацией о нас. Такое вот суперкомпьютерное сарафанное радио получается, и оно отлично работает на нас.

АМ: Мы активно взаимодействуем с научным сообществом, поддерживая исследователей, использующих суперкомпьютеры. Для них мы в партнёрстве с компанией Intel организуем семинары и конференции, где наши пользователи могут пообщаться друг с другом, попробовать что-то новое. Сами тоже участвуем в различных российских и международных выставках, представляем нашу технику для состязаний студенческих команд (например, в прошлом году мы поддерживали ребят из Технического университета Мюнхена на соревновании Student Сluster Сompetition в рамках выставки SC’15 в США, и эта команда выиграла соревнования на индустриальном тесте LINPACK и заняла 3-е место в общем зачёте).

АШ: Вообще, в суперкомпьютерном мире лояльность клиента не очень высока: если он найдёт оборудование дешевле, то, скорее всего, купит его у другого поставщика.

Но все наши клиенты раз за разом продолжают приобретать наши же решения. Такое доверие со стороны заказчиков также позитивно влияет на продвижение нашего бренда в индустрии и в суперкомпьютерном сообществе пользователей.

«Экспир»: Ощущаете ли вы интерес к вашей продукции из-за рубежа?

АМ: К нам поступило несколько коммерческих запросов, но говорить о них пока рано. Суперкомпьютинг воспринимается государствами как стратегическое направление. Выйти на рынок другого государства очень сложно, потому что оно должно быть уверено, что вы, скажем так, будете на нём вести себя правильно. Поэтому для выхода компании на рынок какой-либо страны помимо желания заказчика и наличия у него денег обычно нужна и определенная политическая воля.

«Экспир»: Как вы относитесь к программе импортозамещения в области ИТ?

АШ: Мы готовы использовать отечественные процессоры «Эльбрус», наши материнские платы, российский интерконнект «Ангара». Мы долго всё это тестировали и готовы применять. Вопрос тут именно в платежеспособном спросе. «Эльбрусу» пока сложно конкурировать с продукцией Intel, например, на рынке расчётов прогноза погоды. Однако если государство готово гарантировать нам спрос на продукцию, собранную с помощью отечественных комплектующих, то, конечно, мы будем её производить. Если же нет, если мы снова вынуждены будем конкурировать с западными гигантами на открытом рынке, то нам придется выпускать ту продукцию, которая наиболее конкурентоспособна.

АМ: С другой стороны, решения РСК можно считать примером разработки и реализации инновационного высокотехнологичного отечественного продукта, в котором используются разработанные и производимые в России важнейшие компоненты: система охлаждения, система мониторинга и управления, интегрированный стек ПО, эффективное электропитание и управление серверными фермами.

«Экспир»: Какой совет вы бы могли дать молодым компаниям, идущим следом за вами?

АШ: Типичная ошибка наукоёмкого стартапа – уйти в подвал, гараж, погрузиться в свой замкнутый мирок и начать там ковать какой-нибудь «супер-меч». Когда вы потом выйдете с этим мечом на свет божий, то выясните, что все уже давно воюют на танках.

Но все наши клиенты раз за разом продолжают приобретать наши же решения. Стартапам обязательно нужно слушать рынок, ориентироваться на потребности потенциальных клиентов, общаться с заказчиками напрямую, наблюдать, что они готовы покупать, а что – нет.

Тем более что R&D подразделению наверняка интересно заниматься чем-то своим, и оно будет делать это, не обращая внимания на то, нужно это рынку или нет. Поэтому руководителям наукоёмких стартапов очень важно чётко отслеживать ситуацию не только на внешнем рынке, но и вектор развития подразделений внутри компании. К сожалению, мы знаем немало примеров, когда сильная идея реализуется таким странным способом, что в итоге получается никому не нужный продукт.

Автор текста: Анна Шаталова, «Экспир».

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 1

Обсуждение